Обсудим «Идиот» Достоевского
Создана: 27 Февраля 2007 Втр 19:05:06.
Раздел: "Литература"
Сообщений в теме: 167, просмотров: 38824
-
Книга потрясающая и я «жила» еЮ все время, пока перечитывала.
Князь опять «впал в болезнь», Настасья Филипповна (далее – НФБ) убита любившим ее до безумия Рогожиным, а Аглая ушла чуть ли не в католичество, вышла замуж за поляка и ратует за освобождение Польши, - вот все последствия визита князя Мышкина!
Ну понятно и всеми уже «перетерто» - Лев Мышкин: и слаб, и силен. Плюс аллюзии к Христу (история любви князя к бедной поселянке Мари, которую он спас от одиночества и позора, невольно заставив детей деревни полюбить бедняжку – это раз; пощечина, полученная от Гани, - два (подставь вторую щеку...). Но вот что завораживает – его любовь к Аглае и НФБ.
Как справедливо заметил Евгений Павлович, он обеих любил как «дух, как «свет». И правда – смотрите: НФБ – это красота, раненная, поруганная, Аглая – это красота чистая, невинная. Эти две женщины, в сущности, равны. Аглая – это то, что стало бы с НФБ, не случись с ней «позора». Это ее зеркало. Для Мышкина Аглая – это «свет», а НФБ он, хоть и любит, но из-за «страдает». То есть он любил обеих так, как можно любить ангела (Аглая) и беса (падшего ангела – НФБ)!
Незадача в том только, что они любили князя как мужчину, а не как дух.
Самый главный для меня вопрос – кем была на самом деле НФБ?
Я выделила для себя две версии:
1)То ли действительно, как «кинула» ей Аглая, она живет по романам (якобы, в детстве перечитала), ЛЮБЯ ТОЛЬКО СЕБЯ, «свой позор», настолько горда и тщеславна,что не случись с ней этого позора, была бы даже несчастна...
Одно из ярких подтверждений – тот факт, что князь находит в ее комнате книгу... какую вы думаете? «Госпожу Бовари»!
2)Версия князя. Аглая не права – НФБ страдает по-настоящему и не находит в этом никакого мазохистского удовлетворения (как считает Аглая), она не играет. НФБ считает себя виновной в своем «позоре», и это чувство сидит в ней настолько глубоко, что даже любовь князя не может ее спасти. Напротив, она не хочет его позорить свои браком. От горя она в финале и «помешалась».
И не смотря на то, что финал отнюдь не радостный, князь своим приходом мало кого «спас», самая главная мысль в романе четко выражена и вложена в уста Льва Николаевича:
СОСТРАДАНИЕ ЕСТЬ ГЛАВНЕЙШИЙ И, МОЖЕТ БЫТЬ, ЕДИНСТВЕННЫЙ ЗАКОН БЫТИЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА -
Цитата:Подразумевает соучастие, но может до него и не дойти.
Значит это не сострадание во всей его ширине охвата,так мелочевка какая-то
Абтрактное и конкретное - в филосовском плане
Цитата:Слово такое есть...
На чукотском наречии?
Цитата:Ой! Уморил! озабоченный...
Да,Я такой
Цитата:Кстати, нечего Я с большой буквы писать, тоже мне...
..а чем Я хуже Вы ???
P.S с ответом не торопись-ухожу бегать -
2ShopGirl!!!
Киса,расслабься!!!Понесло Тебя Я смотрю..по бездорожью
1 сострадание может протекать в форме безучастия(психологический аспект),равно,как может стать и причиной участия(функциональная характеристика(помощь))
Ты Сама писала - может стать а может не стать,значит согласна с этой мыслью
2 в цитате ФМ,из которой Johnson вырвал слово "сострадание"эта категория понимается мной именно в функциональном смысле- СОСТРАДАНИЕ ЕСТЬ ГЛАВНЕЙШИЙ И, МОЖЕТ БЫТЬ, ЕДИНСТВЕННЫЙ ЗАКОН БЫТИЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
то есть:
Сострадание - означает понять прочувствовать и разделить боль ближнего как свою собственную.И помочь ему как самому себе.
3Цитата:На вот, словарь Даля:
СОСТРАДАТЬ с кем (сострадаю и состражду), страдать вместе, переносить муки собща; сочувствовать горю, сокрушаться ...
А Я вот думаю зря твой Даль все в одну кучу мешает - сочуствие,по моему мнению,категория собирательная,как раз и включающая в себя все остальное(сострадание,сопереживание,сокрушение и т.д).Это все - лишь различные оттенки сочуствия.Сочувствие же в общем виде можно определить как - разделить,вжиться,понять чувства другого человека т.е - прочувствовать на себе его душевное состояние
А Даль для меня не в авторитете - людям свойственно ошибаться!
P.S с ответом не торопись - Я ведь не только бегаю.. -
Цитата: как ты поможешь ближнему, как самому себе, когда у него умер любимый человек?
Разве что...пострадай с ним вместе.В этом и будет помощь
весьма спорное утверждение. будешь сидеть молча сострадать - какая же это помощь? помощь должна подкрепляться реальными действиями. в данном конкретном примере - отвлечь, развлечь (как бы кощунственно это ни звучало) да хоть с ложечки покормить -
С ложечки покорми...Я думаю, что действия в данном рассматриваемом случае не показатель сострадательности...В моменты горя невозможно переключиться, отвлечься. Это проходит со временем, да и то не проходит, а просто наступает новая реальность...А вообще, когда ты истинно сочувствуешь человеку, он чувствует, что ты рядом, ему не нужно подтверждения твоей сострадательности практическими действиями. Иногда оставить человека наедине с собой - проявление сострадательности.
-
Цитата:А ты еще раз скажешь, что меня понесло, меня в твою сторону больше уже вообще никогда не понесет.
Так а Тебя в Мою сторону и так не несет(это означает скорее влияние непреодолимой силы) - Тебя ко Мне ТЯНЕТ(чувства,милая,чувства)
Так в этом также будет заключаться участие - по мере сил и возможностей(посидеть рядом,слезу пустить)Цитата:Не-а. Ну как ты поможешь ближнему, как самому себе, когда у него умер любимый человек?
Разве что...пострадай с ним вместе.В этом и будет помощь.
Безучастие же сострадающего отстраненно от страдающего(страдающий не знает о чувствах сострадающего)
Цитата:А законом бытия Достоевский назвал сострадание потому, что считал, что поняв и ощутив раз боль, человек не совершит поступков в отношении людей, которые к этой боли ведут... То есть говорил о том, что сострадание ведет к милосердию.
Он мыслил намного масштабней
Цитата:Может включать, а может и нет.)
Именно поэтому не надо ссылаться на кого-то постороннего