Психотипы детей - позитивный взгляд на нестандартных детей
Создана: 11 Ноября 2009 Срд 20:11:42.
Раздел: "Семья и дети"
Сообщений в теме: 73, просмотров: 12218
-
Дорогие родители!
Когда у нас рождается ребенок, мы считаем его частичкой себя, плоть от плоти, и естественно считаем, что он должен быть похож на нас всесторонне.
Маленькое отступление от темы. Допустим, я считаю, что любой человек - это тело. Но когда человек умирает, тело остается, а человека нет... Значит, присутствует ещё некая невидимая субстанция - дух или душа...
Так же и наш ребенок. Мы считаем его просто телом, вдобавок неразумным, неумелым, незащищённым, и забываем о том, что у него уже есть душа, есть потребности, кроме еды и туалета.
И тут нас подстерегают сюрпризы. У ребенка может быть совершенно иной характер, чем у мамы и папы, другие интересы и потребности.
А мы часто игнорируем тот факт, что мой ребенок - это не я, и даём ему то, что хотели бы получить сами в своём детстве, или то, что навязывает общество. И очень редко мы прислушиваемся к истинным потребностям ребенка.
И ещё мы хотим, чтобы наш ребенок был "удобным" - не плакал, не тревожил нас часто, играл сам...
Помню, как я завидовала знакомой, у которой ребенок нескольких месяцев от роду почти всё время спал, не плакал, не тревожился... Я думала - надо же - бывают у людей идеальные дети...
Но все дети - разные, непохожие друг на друга и на своих родителей.
Эта тема возникла из другой ветки, про гиперактивных детей.
Если ребенок непохож на маму и папу, родители начинают искать в нем патологию. Думают: "С моим ребенком что-то не так"... Но он просто другой, и для него это - норма!
Ещё вопрос - что такое "нормальный" ребенок?
Возможно - это некое существо без выраженных особенностей в поведении и внешности, который не беспокоит родителей и педагогов.
Может быть... но это только поверхностный взгляд на ребенка, внутри каждый ребенок особенный...
Также как существует 4 типа темперамента, есть 4 основных психотипа детей, и есть смешанные типы, но с преобладанием основного. Очень важно понять, к какому же типу относится мой ребенок для того, чтобы не навредить ему, чтобы сотрудничать с ним оптимально.
Психотипы перекликаются некоторым образом с акцентуациями (по Личко и Леонгарту). Но главное отличие - здесь эти особенности детей не выставляются как патология и отклонение от пресловутой "нормы"
Первоисточник - аудио-лекции специалиста в области семейной психологии и профессионального астролога Руслана Нарушевича "12 ступенек в небо".
Поскольку в печатном виде я эти лекции не нашла, а материал очень интересный и полезный, пришлось конспектировать самостоятельно и почти дословно этот раздел. Все типы за один день не осилила, прошу прощения.
1 тип детей - Чувствительные (или сензитивные) дети
Эти дети наиболее эмоциональны из всех прочих, более не защищены, т.е. их внутреннее ощущение безопасности не столь велико, как у других детей. Они остро ощущают свою реакцию на собственные нужды и желания и очень быстро чувствуют и реагируют на переживания других людей, которые находятся рядом.
Им важно понять свои чувства, чтобы сделать необходимые перемены.
Когда мы говорим "воспитание", мы предполагаем развитие ребенка, выработку новых качеств характера и навыков, помогающих ребенку жить в социуме.
Эти дети наиболее отзывчивы, и эта отзывчивость тем больше, чем больше они получают отзывчивость от других, чем больше они выслушаны и поняты.
Особенная характеристика этих детей - склонность жаловаться. И это не является проявлением слабости характера или избалованности.
Сочувствие и понимание – это то, что сильнее всего мотивирует этих детей увидеть позитивное.
И когда родители, принадлежащие к другому типу людей, не могут больше выслушивать жалобы ребенка и иронизируют над ним – это больно ранит ребенка.
В данном случае преувеличивают свои проблемы не сами дети – а их природа, они не могут поступать по-другому, и именно это качество позволит им в дальнейшем никогда не пройти мимо проблем других людей.
Из этих детей получаются самые лучшие врачи, психологи, учителя, священники.
Но этим детям требуется больше времени и внимания от родителей, потому что им нужно время, чтобы делиться своими эмоциями, и если вы будете торопить ребенка, который рассказывает вам о своих чувствах и переживаниях – он будет сопротивляться.
Основная причина сопротивления детей, их неуправляемости и несклонности к сотрудничеству – то, что их определенные эмоциональные нужды не удовлетворены. Большинство родителей воспринимают сопротивление детей как вызов, неприятие их авторитета. Но это не так.
Отвлечь внимание или развеселить такого ребенка, когда он жалуется – совершенно неэффективно. Если такой ребенок не поделился своими эмоциями вовремя, то через время он окажется в более сложном положении.
Женщины, которые имеют такой тип психики, ведут себя также – пока она не смогла до конца поделиться своими переживаниями, она не будет способна следовать мужчине.
Самое важное для этого типа детей – дать понять, что я (родитель) тоже страдаю, что его страдание мне понятно. Это часто бывает проблемой для родителей, особенно для отцов.
Если у родителей другая психофизиологическая природа, они могут думать: «Что-то с моим ребенком не так!!!»
Такой ребенок всех стесняется, сопротивляется новым знакомствам, во время праздника, когда все веселятся, он может сидеть где-нибудь в углу или жмется к маме. Не ожидайте от таких детей чудес коммуникативности – это не их природа!!! Создайте условия для общения Вашего ребенка с детьми. Лучше, если это будет у Вас дома и с 1-2 детьми, которые не агрессивны и не слишком активны. Когда ребенок будет чувствовать, что рядом есть похожие дети или взрослые – он сможет общаться с людьми других типов.
Один из основных навыков, которые необходимо привить этим детям – научить их прощать и забывать (обиды).
Ещё один важный навык – делиться своими разочарованиями.
И очень важно дать понять этим детям, что их негативные переживания – это норма!!!.
Особенность их психики в том, что она очень восприимчива к любым психическим энергиям вообще. Нужно либо защищать таких детей от негативных воздействий извне (новости по ТВ), либо не стыдить и не наказывать за проявление эмоций.
Если эмоциональные нужды этих детей удовлетворены, если они получают достаточно внимания – в результате вырастают люди очень внимательные, имеющие творческий склад ума, оригинальные, очень хорошие собеседники, очень заботливые, мягкие и сострадательные, и всегда счастливы помочь другим. -
Уважаемая BigYellowSun!
"во первых строках своего письма" Вы обращаетесь к другой теме, содержание которой держите у себя в голове.
Но психология человека , заглянувшего на форум, такова что ему хочется сразу понимать о чём речь.
Поэтому просьба "начать сначала, начать с нуля"
Например,
многие родители , имеющие первого ребёнка и может быть единственного, долгое время не видят никаких нестандартностей в своём ребёнке.
Хотелось бы понять, в чём может быть проявлена необычность ребёнка. И тогда психотипы впишутся органично
Необходимость понимания нестандартности могу подтвердить примерами.
С одной стороны,
мне в детстве встречалась семья , в которой долгожданный ребёнок родился ( без всяких ухищрений ), когда маме было за 40 лет.
ребёнок рос себе , как все играл, дрался , бегал, скакал -- вроде бы вёл себя как все..
и только когда пошла девочка в школу, учителя стали бить тревогу...
С другой стороны,
по телевизору видела передачу, о работе психолога с мамой, которая всё время ссорилась с дочкой возраста 3- 4 лет.
наверное, мама посчитали поведение дочки необычным и обратилась к психологу .
Выяснилось после наблюдений , что мама не допускала дочку к своим делам, когда выполняла работу на кухне или по дому, отправляла её играть.
Оказалась просто директивная мама и с мужем вела себя так же. Самоутверждалась, что она ХОЗЯЙКА в доме.
Психолог пошагово работала с мамой и отношения с ребёнком и в семье наладились.
Так вот хотелось бы для начала не путать нестандартность ребёнка со своей нестандартностью.
вот как - то так, если это возможно. -
-
Некоторые психологи выделяют из этого психотипа "гипотимов", т.е. детей, склонных жаловаться и пребывать в унылом настроении. Я склонна согласиться, что это разновидности одного психотипа, т.к. подавленность поддерживается уровнем активности поджелудочной и щитовидной желез, тогда как чувствительность обуславливается степенью проводимости нервных волокон. Другими словами: чувствительность сложно притупить или обострить, в то время как уныние поддается корректировке внешними воздействиями.
С другой стороны, есть данные научных исследований, позволяющие предположить, что это - генетическая особенность, завязанная на тот же ген, который отвечает за развитость речевых центров.Следует понимать, что гипотим скорее всего не станет оптимистичным и жизнерадостным хохотунчиком. -
интересно,
этот первый психотип проявляет себя с какого возраста?
с того времени, как начинает говорить?
или можно раньше определить ?
хотелось бы примеры и контрпримеры,
и на более доступном языке, в который органично вплетать медицинские термины в виде определений.(если можно) -
-
Пример поведения ребенка чувствительного типа - девочка 7 лет часто жалуется маме - на улице её обижают, снежком попали, и плачет, - хочет получить внимание и сочувствие. Обладает хорошими художественными способностями - может просидеть 4 часа за рисованием.
Ребенок активного типа - полная противоположность. Он будет азартно играть в снежки, несмотря на то, что вся одежда промокла и заледенела на нём. Но вряд ли он сможет долго прорисовывать детали рисунка.
Типы детей проявляются с самого рождения, потому что это врожденные качества, которые невозможно изменить, можно только направлять с любовью в нужное русло их психическую и физическую энергию.
2 тип детей Активные дети
Главная потребность таких детей – действие.
Особенно успешны эти дети, если есть план, по которому действовать. Они энергичны, всегда готовы идти вперед и вести за собой. И если нет готового плана, они будут действовать по своему усмотрению, и тут могут начаться проблемы. Можно сказать, что это армейский тип. Чтобы такие дети не ускользали из под контроля родителей – всегда имейте план действий и руководите ребенком. Иначе они могут устроить «маленькую октябрьскую революцию» по своему сценарию и вовлечь всех других детей. Этим детям с самого начала необходимо знать, каков будет план действий. Они очень отзывчивы и всегда готовы сотрудничать, если им понятно, что делать. Необходима точная команда или задание, что, когда и каким образом будем делать.
Они хотят находиться в центре внимания или там, где что-то делается. Самое страшное наказание для такого ребенка будет, если ему сказать: Иди, пожалуйста, во что-нибудь поиграй в комнате. Или сказать: Иди что-нибудь поделай в другой комнате. Или ещё хуже, сказать ему: Сядь, пожалуйста, и посиди.(То есть лишить этого ребенка возможности действовать, особенно если не сказать, сколько нужно сидеть, зачем). Например, если нужно ждать автобус на остановке, такой ребенок не сможет смирно стоять, лучше если мама велит ему бегать от столба к столбу на время.
Они хотят чтобы всё было справедливо. Если слышна возмущенная фраза из комнаты, где играют дети: Так не честно! – значит, в комнате есть ребенок активного типа.
Такие дети будут уважать только уверенного в себе и компетентного руководителя.
В возрасте после 5 лет такой фигурой для ребенка может являться тренер или наставник. Наиболее пагубна для таких детей – нерешительность или мнительность родителей или учителей.
Лучший способ мотивации – дать ребенку возможность быть лидером в каком-либо деле, быть успешным. Они любят быть успешными, любят быть в команде победителей, любят похвалу. Поэтому обязательно похвалите ребенка, когда он что-то хорошее сделал.
Способ познания себя и мира – через действия и ошибки.
Для них очень важен такой принцип позитивного родительства :Ты можешь совершать ошибки.
Любая теория для них должна тут же быть подтверждена практикой. Основная фраза для мотивации «Давай сделаем…».
Если ребенок сопротивляется какому-то действию, родителю лучше самому начать действовать, и ребенок присоединится. Например, говорим «Давай будем убираться в комнате», только не говорим «Иди и приберись в своей комнате» (для ребенка до 9 лет это звучит как «уйди», он ощущает отделение и обиду)
Им не нужны долгие объяснения, они нетерпеливы и быстро схватывают информацию.
Этот тип детей относится к категории администраторов, управленцев, начальников, воинов.
Им нравится власть и нравится, когда родители уверенно руководят ими и дают четкие указания.
Таких детей никогда нельзя критиковать в присутствии других людей, только с глазу на глаз, и нельзя позволять учителям критиковать ребенка при всём классе.
В понимании такого ребенка все остальные дети «тормозят» в силу разницы их природы. В природе «активных детей» преобладает энергия огня. -
Уважаемая BigYellowSun !
После уточнения Вами этой темы у меня возникли уточняющие вопросы
Итак, первый вопрос:BigYellowSun писала :Если ребенок непохож на маму и папу, родители начинают искать в нем патологию. Думают: "С моим ребенком что-то не так"... Но он просто другой, и для него это - норма!
в этой теме предлагается рассматривать детей нестандартных с точки зрения родителей, а не из-за медицинских показаний ?
Вопрос хороший .
Считаю всех детей особенными..
Так же как и каждый взрослый - особенный!...
В объяснении употреблено предположительное слово "возможно".
Значит ли это , что отсутствует вполне определённое понятие нормального ребёнка ?
Цитата:Также как существует 4 типа темперамента, есть 4 основных психотипа детей, и есть смешанные типы, но с преобладанием основного. Осень важно понять, к какому же типу относится мой ребенок для того, чтобы не навредить ему, чтобы сотрудничать с ним оптимально.
Всем известны типы для взрослых : холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик.
а почему введены психотипы для детей ? и перечислите пожалуйста.
Что такое акцентуации? И какую роль они играют в нашей теме ? Пригодятся ли?
-
BigYellowSun, Личко отнюдь не выставляет акцентуации как патологии. Отклонения - да, но имено в качестве иллюстрации того, насколько разными бывают нормы.
"Нормальным" считается человек, выдающий среднестатистический результат по тем или иным критериям. Т.е. человек с одной рукой ненормален, если брать статистическую выборку в 5млрд.человек, и вполне нормален в статистике по инвалидам. Блондинка не является нормой в Африке, а негр - в Сибири. И т.д и т.п.
Акцентуации как раз и призваны выделить ту статистически достоверную группу , в которой обозначенное поведение является нормой. Термин "психотип" несёт в себе ту же смысловую составляющую, так что лично я не вижу особой разницы между словами "психотип" и "акцентуация". -
Сестрёнка писала : Личко отнюдь не выставляет акцентуации как патологии. Отклонения - да, но имено в качестве иллюстрации того, насколько разными бывают нормы.
Согласна, акцентуации есть крайние варианты нормы, а психотипы - это и есть нормы для разных детей...
Мне кажется, это основное отличие.
Когда Руслан Нарушевич говорит о психотипах детей, он делит всех нормальных (физически и психически здоровых) детей на 4 основные группы:
чувствительные дети
активные дети
коммуникативные дети
рецептивные дети
Все эти дети - нормальные, но в каждой группе есть свои очень важные особенности, это особенности поведения, воспитания, мотивации этих детей.
Как сказала LTO, каждый ребенок - особенный. НО! Когда родитель видит, что его ребенок не такой, каким он (родитель) был в детстве, что ребенок требует много внимания и времени - есть склонность думать, что с ребенком "что-то не так", что его нужно "исправить", вылечить,...
И когда мы знаем, к какому типу принадлежит наш ребенок и как с ним общаться и обращаться - нам становится легче расти вместе с этим ребенком, у нас возникает меньше конфликтов, и жить становится намного легче. -
BigYellowSun писала :
Согласна, акцентуации есть крайние варианты нормы, а психотипы - это и есть нормы для разных детей...
Теперь понятно, что акцентуации тоже норма,(образно говоря - границы отрезка, но всё таки принадлежат отрезку).
А нам в разговоре их стОит выделять? Они же - норма!
А вот теперь выходим на "прямой путь" :) :
Цитата :делит всех нормальных (физически и психически здоровых) детей на 4 основные группы:
чувствительные дети
активные дети
коммуникативные дети
рецептивные дети
Все эти дети - нормальные, но в каждой группе есть свои очень важные особенности, это особенности поведения, воспитания, мотивации этих детей.
Для нас, обычных мам, с этого тему и надо было начинать с моей точки зрения.
Мне помогали воспоминания о том, ЧТО мне НЕ нравилось в детстве.
И этого старалась избегать в общении с ребёнком.И так поступает, наверное, каждый родитель.
И наоборот, то что нравилось взрослому в детстве- он предлагает ребёнку, а ребёнок не всегда это принимает.
Вот тут и начинаются :) "разночтения" !
Становится интереснее!
Ждём дальнейших рассказов. -
Спасибо Вам за то, что помогли раскопать рациональные зерна в том, что я написала.
Если честно, я подумала, что это никому не интересно и не стала тратить время на конспектирование двух оставшихся психотипов.
Но теперь обязуюсь это сделать, и в более понятной форме -
LTO писал(а) : Теперь понятно, что акцентуации тоже норма,(образно говоря - границы отрезка, но всё таки принадлежат отрезку).
А нам в разговоре их стОит выделять? Они же - норма!
Думаю, стОит. В той же мере, в которой географы выделяют климатические пояса, а художники - цвета радуги. -
Милая teacher IT !teacher IT писала : я читаю все темы из раздела семья и дети
люблю психологию
Пишите мне очень интересно и
Спасибо
Нам дорого Ваше внимание к разделу семья и дети.
Если Вам интересны темы психологии (а я считаю, что всё общение с детьми опираются на психологию независимо от того, думаем ли мы о ней, знаем ли мы её или нет), то здесь есть прекрасная возможность задать вопросы психологу, работающему с детками .
Этот психолог - автор этой темы.
Не стесняйтесь, спрашивайте!
Всего Вам самого хорошего в жизни!