Психотипы детей - позитивный взгляд на нестандартных детей
Создана: 11 Ноября 2009 Срд 20:11:42.
Раздел: "Семья и дети"
Сообщений в теме: 73, просмотров: 12213
-
Дорогие родители!
Когда у нас рождается ребенок, мы считаем его частичкой себя, плоть от плоти, и естественно считаем, что он должен быть похож на нас всесторонне.
Маленькое отступление от темы. Допустим, я считаю, что любой человек - это тело. Но когда человек умирает, тело остается, а человека нет... Значит, присутствует ещё некая невидимая субстанция - дух или душа...
Так же и наш ребенок. Мы считаем его просто телом, вдобавок неразумным, неумелым, незащищённым, и забываем о том, что у него уже есть душа, есть потребности, кроме еды и туалета.
И тут нас подстерегают сюрпризы. У ребенка может быть совершенно иной характер, чем у мамы и папы, другие интересы и потребности.
А мы часто игнорируем тот факт, что мой ребенок - это не я, и даём ему то, что хотели бы получить сами в своём детстве, или то, что навязывает общество. И очень редко мы прислушиваемся к истинным потребностям ребенка.
И ещё мы хотим, чтобы наш ребенок был "удобным" - не плакал, не тревожил нас часто, играл сам...
Помню, как я завидовала знакомой, у которой ребенок нескольких месяцев от роду почти всё время спал, не плакал, не тревожился... Я думала - надо же - бывают у людей идеальные дети...
Но все дети - разные, непохожие друг на друга и на своих родителей.
Эта тема возникла из другой ветки, про гиперактивных детей.
Если ребенок непохож на маму и папу, родители начинают искать в нем патологию. Думают: "С моим ребенком что-то не так"... Но он просто другой, и для него это - норма!
Ещё вопрос - что такое "нормальный" ребенок?
Возможно - это некое существо без выраженных особенностей в поведении и внешности, который не беспокоит родителей и педагогов.
Может быть... но это только поверхностный взгляд на ребенка, внутри каждый ребенок особенный...
Также как существует 4 типа темперамента, есть 4 основных психотипа детей, и есть смешанные типы, но с преобладанием основного. Очень важно понять, к какому же типу относится мой ребенок для того, чтобы не навредить ему, чтобы сотрудничать с ним оптимально.
Психотипы перекликаются некоторым образом с акцентуациями (по Личко и Леонгарту). Но главное отличие - здесь эти особенности детей не выставляются как патология и отклонение от пресловутой "нормы"
Первоисточник - аудио-лекции специалиста в области семейной психологии и профессионального астролога Руслана Нарушевича "12 ступенек в небо".
Поскольку в печатном виде я эти лекции не нашла, а материал очень интересный и полезный, пришлось конспектировать самостоятельно и почти дословно этот раздел. Все типы за один день не осилила, прошу прощения.
1 тип детей - Чувствительные (или сензитивные) дети
Эти дети наиболее эмоциональны из всех прочих, более не защищены, т.е. их внутреннее ощущение безопасности не столь велико, как у других детей. Они остро ощущают свою реакцию на собственные нужды и желания и очень быстро чувствуют и реагируют на переживания других людей, которые находятся рядом.
Им важно понять свои чувства, чтобы сделать необходимые перемены.
Когда мы говорим "воспитание", мы предполагаем развитие ребенка, выработку новых качеств характера и навыков, помогающих ребенку жить в социуме.
Эти дети наиболее отзывчивы, и эта отзывчивость тем больше, чем больше они получают отзывчивость от других, чем больше они выслушаны и поняты.
Особенная характеристика этих детей - склонность жаловаться. И это не является проявлением слабости характера или избалованности.
Сочувствие и понимание – это то, что сильнее всего мотивирует этих детей увидеть позитивное.
И когда родители, принадлежащие к другому типу людей, не могут больше выслушивать жалобы ребенка и иронизируют над ним – это больно ранит ребенка.
В данном случае преувеличивают свои проблемы не сами дети – а их природа, они не могут поступать по-другому, и именно это качество позволит им в дальнейшем никогда не пройти мимо проблем других людей.
Из этих детей получаются самые лучшие врачи, психологи, учителя, священники.
Но этим детям требуется больше времени и внимания от родителей, потому что им нужно время, чтобы делиться своими эмоциями, и если вы будете торопить ребенка, который рассказывает вам о своих чувствах и переживаниях – он будет сопротивляться.
Основная причина сопротивления детей, их неуправляемости и несклонности к сотрудничеству – то, что их определенные эмоциональные нужды не удовлетворены. Большинство родителей воспринимают сопротивление детей как вызов, неприятие их авторитета. Но это не так.
Отвлечь внимание или развеселить такого ребенка, когда он жалуется – совершенно неэффективно. Если такой ребенок не поделился своими эмоциями вовремя, то через время он окажется в более сложном положении.
Женщины, которые имеют такой тип психики, ведут себя также – пока она не смогла до конца поделиться своими переживаниями, она не будет способна следовать мужчине.
Самое важное для этого типа детей – дать понять, что я (родитель) тоже страдаю, что его страдание мне понятно. Это часто бывает проблемой для родителей, особенно для отцов.
Если у родителей другая психофизиологическая природа, они могут думать: «Что-то с моим ребенком не так!!!»
Такой ребенок всех стесняется, сопротивляется новым знакомствам, во время праздника, когда все веселятся, он может сидеть где-нибудь в углу или жмется к маме. Не ожидайте от таких детей чудес коммуникативности – это не их природа!!! Создайте условия для общения Вашего ребенка с детьми. Лучше, если это будет у Вас дома и с 1-2 детьми, которые не агрессивны и не слишком активны. Когда ребенок будет чувствовать, что рядом есть похожие дети или взрослые – он сможет общаться с людьми других типов.
Один из основных навыков, которые необходимо привить этим детям – научить их прощать и забывать (обиды).
Ещё один важный навык – делиться своими разочарованиями.
И очень важно дать понять этим детям, что их негативные переживания – это норма!!!.
Особенность их психики в том, что она очень восприимчива к любым психическим энергиям вообще. Нужно либо защищать таких детей от негативных воздействий извне (новости по ТВ), либо не стыдить и не наказывать за проявление эмоций.
Если эмоциональные нужды этих детей удовлетворены, если они получают достаточно внимания – в результате вырастают люди очень внимательные, имеющие творческий склад ума, оригинальные, очень хорошие собеседники, очень заботливые, мягкие и сострадательные, и всегда счастливы помочь другим. -
Мне жаль, что до сих пор не переписала остальные типы детей. Тысяча извинений.
Зато я имела непередаваемый, незабываемый опыт - две недели была в Москве няней очаровательной 3-летней девочки, принадлежащей к активному типу (плюс - кризис трёх лет, плюс - особенные условия её воспитания и темперамент, плюс - мама девочки - моя родственница по мужу и бизнес-вумен одновременно).
Пережив этот опыт, вернулась домой и пока бездельничаю, вхожу в привычный ритм... -
Просто чудо, какой шанс Вам дала судьба для описания ребёнка другого психотипа !BigYellowSun писала : Зато я имела непередаваемый, незабываемый опыт - две недели была в Москве няней очаровательной 3-летней девочки, принадлежащей к активному типу (плюс - кризис трёх лет, плюс - особенные условия её воспитания и темперамент, плюс - мама девочки - моя родственница по мужу и бизнес-вумен одновременно).
По свежим впечатлениям напишите ещё и в теме наказаний, КАК удавалось справляться с капризами кризиса и воспитания девочки.
Ценный опыт просто необходим мамочкам! Ведь это будет опыт не простой мамочки, а мамочки специалиста.
Помогли ли Вам знания? Вы следовали только им, или пришлось где-то пересматривать теорию, не соответствующую практике? -
LTO писал(а) :
Помогли ли Вам знания? Вы следовали только им, или пришлось где-то пересматривать теорию, не соответствующую практике?
Да, знания и опыт помогают.
Есть такое интересное направление - Игровая терапия, и она мне очень помогала, когда мы все ситуации проигрывали с игрушками, с животными, проецируя их поведение подсознательно на конкретного ребенка и находя другие способы поведения.
Эта девочка относится преимущественно ко 2 типу детей - активные дети. К этому же типу относится мой сын, поэтому я знала, что скучать не придется.
Мы играли, рисовали, лепили, скакали по снегу на красном коне (то бишь, красной лопатке) - в общем, было весело.
Главная сложность была в том, что мы приехали к маме в гости, а маме нужно было ещё ходить на работу, и после каникул ребенок снова вернется в Омск, к бабушке и дедушке. Поэтому здесь речь шла не о воспитании, а о выживании нас троих в этой ситуации
Вспоминаю мультик про семью дракончиков, там ребенок-дракончик бил папу-дракона сковородкой по голове и кричал: "Ты не мама!!!"
...Я не могла заменить маму, и это не было моей целью. А маме нужно было уходить на работу. В этом была главная проблема. Девочка не хотела с этим мириться, бунтовала, плакала, и смотреть на это было невыносимо.
Сестра мужа ругала меня за то, что я такая впечатлительная, говорила, что всё это нормально, всё плохое забудется
И всё равно жаль, что часто люди приносят отношения с близкими в жертву работе и материальному благополучию. -
Извините!BigYellowSun писала : Главная сложность была в том, что мы приехали к маме в гости, а маме нужно было ещё ходить на работу, и после каникул ребенок снова вернется в Омск, к бабушке и дедушке. Поэтому здесь речь шла не о воспитании, а о выживании нас троих в этой ситуации
Я думала, что это была просто предновогодняя Ваша поездка в гости.
А тут такая печаль...
Сказать могу только вот что:
когда мой сын был примерно такого же возраста мне приходилось уезжать в командировку..
По совету бабушки сыну не сказали, что я уезжаю не на один день
просто как будто пошла на работу как обычно ....
Потом я писала ему письма, а он писал мне..(ведь писать стал с трёх лет)
потом, значительно позже, когда уже пошёл в школу, я спросила, помнит ли он тот момент , когда я уезжала в командировку.
Сказал, что помнит.
Сказал, что напрасно не сказали, что буду отсутствовать долго..
говорит - я так ждал!.... Сказал с таким чувством, что у меня до сих пор слёзы наворачиваются.
Дело конечно не моё, но я думаю, что в самом деле надо ребёнку объяснить, что есть работа, которая заставляет иногда родителям не только уходить на день, но и уезжать надолго.
Главное, чтобы ребёнок знал, что его любят вблизи или на расстоянии всё-равно..
И ребёнок должен понимать, что работа или другие обстоятельства могут быть выше наших желаний.
Ведь даже, если мы не уехали, всё- равно ходим на работку, а он - на свою работку - в садик. По крайней мере мы так объясняли. -
У нас в семье была ситуация, что мы с мужем уехали на две недели, дети были с родственниками. Младшему ребенку тогда было 1,5 года. Наше возвращение было воспринято им практически в штыки и мы почти сутки пытались наладить с ним отношения. До такой степени ребенок был обижен, что мы его оставили. Потом он нас простил
-
Конечно, ребенок знает, что мама в Москве работает, это всё проговаривается постоянно. Но тут было всё сразу - и День рождения девочки, и конец года (очень много работы у мамы), и просто девочка так соскучилась, что хотела быть рядом с мамой, и не отпускать её никуда...
Потом они вдвоём (мама и дочка) стали часто обыгрывать эту ситуацию "наоборот", как будто дочка была "мама", и она уходила на работу, а "дочка" обещала её ждать и вести себя хорошо. Это помогало. Но девочка постоянно требовала от мамы подтверждения любви. И это нормально, мы все это понимали.
У меня дома была ситуация, когда я в первый раз уехала надолго в Москву (на месяц), сын тогда пошёл во 2 класс, конечно, ему всё объяснили. Сначала я часто звонила домой, потом случилось так, что я потеряла мобильник, и звонить могла намного реже, с чужого телефона. Поэтому звонила мужу, докладывала ситуацию и передавала сыну и маме приветы. Когда я вернулась, сын сказал, что он очень ждал моих звонков... -
Уважаемая BigYellowSun !
С новым Годом Вас по старому !
Пусть в 2010 всё будет светло, тепло и радостно у Вас в семье и делах!
Просьба продолжить эту интересную тему
Надеюсь я не одна такой .
У нас остались не рассмотренными ещё два типа детей.
После этого, многие сравнивая могут высказаться свои мнения, или молча посмотреть на своих детей более просвещённым взглядом.
Надеюсь, мамочки со мною согласятся , что эта тема настолько важна, что наверное её стоило бы поместить как постоянную, среди других тем, которые начинают раздел. -
Спасибо за поздравление!
Меня постоянно мучает совесть, что я недописала тему... Честно... Ну всё. Давайте публично пообещаю завтра кратко законспектировать и выложить!
Когда выложила два первых типа детей, мне казалось, что всё так понятно, ТАК понятно....
И теперь во мне борятся два чувства: долг (доделать) и внутренний протест продолжать дальше...
Стала общаться на форуме Омскмама. Там мне интереснее. Там нормальные женские темы.
Там не спрашивают, почему женщины влюбляются.
Там спрашивают, отчего малыши смеются -
BigYellowSun писала : Когда выложила два первых типа детей, мне казалось, что всё так понятно, ТАК понятно....
Давайте посмотрим на "ТАК понятно".
Вы ведь не с лёгкостью , а после конспектирования выложили эти два типа детей?
А ведь это касается Вашей специальности!
Значит это не так уж понятно.
Следовательно нашим обычным мамочкам и папочкам может быть это не так уж очевидно! Например, мне.
И я очень благодарна, что начаты такие интересные Ваши темы.
У меня была давно куча вопросов по темам, но поскольку Вы по занятости не могли писать часто , я ждала (надеюсь другие интересующиеся тоже)
Конечно "вольному воля, а спасённым рай!" Конечно, Вы вольны бросить тему на полпути.
Но будет жаль, если Вы сделаете это.
Мне бы очень хотелось узнать оставшиеся типы .. и буду благодарна Вам за это.
Наши мамы и папы заслуживают получить новые знания.
Здесь у Вас есть друзья и не стоить их подводить.
P.S. Я написала Вам письмо в личку. -
Итак, выполняю обещание. Долгожданный
3 тип. Коммуникативные дети.
Восприятие мира и отношение с людьми, общение, коммуницирование – это основа их личностного развития.
Они не придают значения ни пониманию и сочувствию (как 1 тип) ни действию и системе (как 2 тип), как способу познания себя и окруж. действительности.
Видеть, слышать, попробовать на вкус – это самый важный способ познания для этих детей. Им присущ широкий круг интересов. Обычно такие дети за всё берутся, но ничего не заканчивают толком. И в этой секции позанимался, и в этой позанимался, и в этот кружок походил 4 раза и бросил, и на флейте играл, и в теннис… Для них важно перепробовать всё. И, боясь, что на всё не хватит времени, они перескакивают с одного на другое. Поддержка родителей здесь очень важный фактор.
Возможны вспышки гнева – он проявляется на рутину, на однообразие. Если мама методично, монотонно повторяет одно и то же изо дня в день, то этот ребенок может начать сопротивляться, не потому, что он не уважает маму, или не хочет делать то, что она предлагает, а потому что надоело одно и то же. Нужно каждый раз добавлять какие-то новые детали, хотя бы незначительные. Они вносят своё понимание разнообразия в жизнь семьи.
Эти дети больше чем другие любят перемены, и это не должно пугать родителей. Для них движение – это жизнь. Но движение не в плане физической активности, а как стремление к разнообразию, к чему-то новому. Хаос – это часть процесса обучения этих детей.
Они могут доводить дело до конца, если им дать возможность исследовать, менять и сохранять свою линию. Такой ребенок часто говорит в своё оправдание «Я забыл». И он говорит это честно. Способности концентрироваться эти дети научатся в последнюю очередь и только в том случае, если будут уважаемы и удовлетворены их первоочередные потребности, связанные с их природой. Если они сопротивляются вашей просьбе, надо дать им другую возможность, занятие.
Перемены – это то, что больше всего мотивирует такого ребенка. Мама такого малыша, отправляясь с ним куда-нибудь, всегда должна иметь (в сумочке) под рукой много разных маленьких игрушек , для того чтобы дать необходимое разнообразие ребенку, как главный способ его успокоения и мотивации к сотрудничеству.
Воображение для них главный инструмент в жизни и в ощущении своей природы, поэтому избыточная зрительная информация ( телевизор) для них разрушительна. Они утрачивают свою естественную способность создавать, фантазировать новое, своё будущее, будущее других людей. Напротив, слушание стимулирует воображение.
Коммуникативные дети – самые веселые и озорные, самые оптимистичные и самые подвижные. Больше всего в жизни они нуждаются в новых впечатлениях и изменениях.
Родители же часто руководствуются своей природой и не хотят давать ребенку то, что не нужно им самим, не понимают, что их ребенку нужно совсем другое, чем им. И думают, что если я родил этого ребенка, то он должен быть таким же как я, проявлять такие же качества, как я…
Жизнь коммуникативного ребенка должна быть приключением. Он с удовольствием войдет в новую компанию, его не нужно будет уговаривать или отрывать от маминой юбки. Они очень быстро вступают в контакт и подстраиваются под других детей. Они уступчивы и обычно не помнят зла.
Но их привязанности часто неглубоки. Они могут быть поверхностны, забывчивы и ненадёжны. Это присуще их природе. Вокруг такого ребенка всегда будет беспорядок (в комнате, на рабочем столе). Воевать бесполезно, лучше прибирайтесь сами. Хаос – часть их природы.
Рутина и сверхнормативные обязанности, возложенные на таких детей, могут сделать их безответственными.
Но если их нужда в разнообразии удовлетворена, то они могут стать со временем более стабильными и ответственными, уверенными в себе и квалифицированными людьми.
Уф!!!! -
4 тип – Рецептивные дети
Это дети, которые хотят знать, что произойдет дальше и чего им ждать. Их психика находится под влиянием элемента Земли, для них не самое важное, что делать, а то, что будут делать окружающие и чего ждать. Новые, неожиданные ситуации вызывают у них противостояние. Они несколько медлительны. Им нужен режим, предсказуемость, повтор и ритм. Это их мотивирует. Т.е определенное время для еды, определенное время для сна, определенное время для игр, время, чтобы побыть с родителями и т.д. Одежда, которая кладется на одно и то же место.
Важная фраза, чтобы мотивировать такого ребенка: «Пришло время» Т.е. всё упорядочено, всё спокойно, всё под контролем. Это очень добросердечные дети.
Им нужно больше времени, чтобы добиться каких-то результатов.
Эти дети с удовольствием не будут ничего делать, если им не сказать, что делать.
Они могут просто есть, спать, созерцать, не проявляя особой инициативы или выдумки.
В отношениях со сверстниками, в группе или в социуме таким детям нужно время, чтобы адаптироваться к среде. -
Спасибо большое, милая BigYellowSun за Вашу победу над собой 1:))
Теперь мы вооружены минимальным знанием, И это хорошее начало !
Сейчас мне пришло на ум, что воспитывая ребёнка, нам так хорошо видно, чтО он должен.., каким должен быть.. и тд.
А какие мы , взрослые ?
Признаюсь, раньше, не имея опыта воспитания ребёнка , я жила особенно не раздумывая над своими действиями. Жила соответственно воспитанному и воспринятому от родителей, книг, окружения..
Но теперь ловлю себя на том, что спрашиваю с себя "глазами" ребёнка.
Коротко - требуя с него, требуем с себя при нём и без него. По честному.
Вот. -
-
Бывает сколько угодно!
Например классическое ,
1)
тема вранья
- сынок (дочка), врать не хорошо!
Звонит звонок. трубку берёт муж (жена),
ему(ей)-
- если Марь Ванна звонит, скажи что меня нет дома
Стучат (звонят) в дверь . С с гримасой отвращения
- опять эта Марь Ванна ! Надоела!
Открывает дверь:
- Марь Ванна! Как я Вам рада! (следует поцелуй в щёчку)
2) тема воровства
Жена мужу :
- у нас закончилась бумага для распечатки на принтере или в другом месте положил?
муж жене
- закончилась. Но это ничего. Я с работы прихватил немного.
От многого немножко - не грабёжь, а делёжка)) Возьми в портфеле.