Крушение СССР как следствие кризиса идей
Создана: 04 Апреля 2014 Птн 17:33:02.
Раздел: "Социалистический опыт"
Сообщений в теме: 52, просмотров: 99729
-
На примере с АЗЛК:
АЗЛК с конца шестидесятых годов активно работал над заднеприводными автомобилями, промежуточными по классу между моделями ВАЗ и «Волгой» (см. статьи Москвичи серии 3-5 и Москвичи серии С); к середине десятилетия работы были доведены до стадии предсерийных образцов. Однако, наладить серийное производство не удалось из-за начавшихся осенью 1976 года перестановок в руководстве АЗЛК и других причин. Один из разработчиков, дизайнер Игорь Зайцев, вспоминает:
«Цитата: Полностью сменилось руководство завода: пришла «зиловская» команда с бредовыми идеями и смутным представлением о легковом автомобилестроении. Начались реорганизации и бесконечные поиски зарубежного партнера с готовой моделью и отработанной технологией, по аналогии с ВАЗом.
Были, казалось бы, заманчивые предложения. Например, Citroen соглашался организовать на АЗЛК производство перспективной тогда модели ВХ, но с обычной пружинной подвеской вместо фирменной «гидропневматики». Не сошлись в цене. Концерн FIAT предложил к производству будущий Tipo — не устроили сроки. Немцы из Porsche предлагали к совместной разработке автомобиль, эскизы которого напоминали нынешний Volkswagen Bora… Ничем эта бурная деятельность не закончилась, и руководству пришлось вернуться к собственным разработкам.
Москвич С-2 не устраивал начальство своей излишней самобытностью: на свою беду, он не походил ни на один из «зарубежных аналогов». Поэтому в октябре 1976 года появился макет серии С-3 — окончательной, как тогда казалось, версии преемника Москвича-2140. Машина получилась привычной, без спорных деталей.
p.s. Кризис идей стоит рассматривать не только в разрезе промышленности и каких-то отраслей, типа роботостроения или кибенетики, а в целом, на уровне вектора развития страны и ее идеологии. -
И еще:
В качестве наилучшего прообраза для ускорения проектирования нового автомобиля Минавтопрому виделась недавно появившаяся франко-американская модель Simca 1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler, обладатель титула «Автомобиль 1976 года в Европе». Требование отраслевого министерства копировать иностранную модель было воспринято коллективом завода как оскорбление, как вспоминал один из руководителей группы дизайнеров Игорь Зайцев[1]:
«Нам привезли кузов от «Симки», на базе которого предстояло сделать макет-агрегатоноситель для изучения особенностей переднеприводной компоновки. У неё просто отрезали передок и приделали новый — с продольно расположенным «четыреста двенадцатым» двигателем. Этот прототип мы назвали «Максимкой». Министру Полякову он очень понравился. А про наш собственный «Москвич» С-3, опытный образец которого строился примерно в это же время, Поляков говорил: «Где вы видели такие автомобили? Таких машин не бывает!».
Позже купили несколько Симок, одну из них разобрали: агрегаты отправили в лабораторию на испытания, а кузов отдали нам. Прямо на нем мы и лепили будущий «сорок первый». Это было очень трудно: месяца полтора или два я не мог заставить свою команду подойти к этому макету! Настолько все были оскорблены и унижены тем, что нам приказали взять не просто идею, а вот так примитивно скопировать автомобиль вплоть до «железа». Так и родился Москвич-2141. -
Цитата:Так или иначе, прототип на основе кузова Simca 1308 с новым передком, в котором был продольно установлен двигатель от «Москвича-412», был готов уже в 1977 году, через четыре месяца после начала проектирования[2] — на заводе его открыто называли «Максимкой».
Игорь Зайцев вспоминает[1]:
« Мы воевали с начальством: нельзя так проектировать автомобили. Все модификации должны создаваться параллельно: и хэтчбек, и седан, и универсал. А когда начинаешь вот так, вдогонку — ничего не стыкуется!
Доходило до смешного: приходилось бороться за то, чтобы сделали подсветку в перчаточном ящике или карманы в дверях. В ответ — аргумент: зачем это надо? Трудно это объяснить ведущему конструктору, который в свои сорок пять лет ни разу за рулем не сидел.
Пепельницу конструировал человек, который никогда в жизни не курил! Ты представляешь, спрашиваю, что ты сделал? Ей же пользоваться невозможно! Ни культуры проектирования, ни культуры производства.
....
На АЗЛК было принято первый опытный образец новой модели собирать с особой тщательностью, из лучших материалов. Такая машина исполняла роль «невесты» — демонстрировалась начальству для получения бюджетных денег на освоение новой модели. «Невесту» с индексом 3-5-6 собрали, как было заведено, к 7 ноября 1975 года. Автомобиль, выкрашенный в светло-коричневый «металлик», оснастили уфимским двигателем объемом 1,7 л, «автоматом» Borg-Warner и пружинной задней подвеской. Но «невеста», даже столь презентабельная, не спасла новую модель — ее участь уже была решена... -
Dm1gorev1ch писал : Всем тогда хотелось джинсов и французских булок.
с тех пор ничего не изменилось:) -
За АЗЛК это Вы зря. У них было полно очень интересных и действительно жизнеспособных проектов. Вспомнить хотя бы Москвич 416 и более поздняя модификация 2150. Эти внедорожники во много раз превосходили Ниву по проходимости и ремонтопригодности (Кто знает шаманские танцы для нивовской раздатки-поймет).
Кстати, 2150 уже проходил испытания вместе с Нивой, но тогда уже министром автопромышленности стал бывший директор автотаза Поляков. Вот этот г-н: [внешняя ссылка]
И, естественно, конкурс выиграла Нива. А чтоб и впредь никто кроме вазовцев не мог выпускать внедорожники, наложил на всех производителей запрет на серьезные разработки по теме полноприводников.
Можно еще долго рассказывать о концептах АЗЛК, но зачем? Идеи были. Причем весьма и весьма хорошие. Но были и люди типа Полякова. -
Еще по поводу идей. На этот раз ижевский автозавод. ИЖ-19. Даже сейчас его дизайн вполне смотрится. Автомобиль переднеприводный. И это, замечу, 75-й год! Для сравнения, убогая вазовская классика производилась до 2012-го года.
Очень советую посмотреть тут:
[внешняя ссылка] -
Сема, скажи вот честно - ты бы отдал за эти автомобили тысяч 8 советских рублей? Все машины, кроме серийных 408 и 412, ужасающе страшны и беспонтовы, ни малейшей гармонии в линиях кузова, особенно выделяется так называемая Нива. Очень хорошо, что ее даже советский человек не увидел.
-
Сантехник-экстремал писал : Сема, скажи вот честно - ты бы отдал за эти автомобили тысяч 8 советских рублей? Все машины, кроме серийных 408 и 412, ужасающе страшны и беспонтовы, ни малейшей гармонии в линиях кузова
Неужели? А как же Москвичи 402/403/407/410? Как же Газ-М20? М72? Как же Газ-21? -
Семен СССР писал :Неужели? А как же Москвичи 402/403/407/410? Как же Газ-М20? М72? Как же Газ-21?
Имелась в виду та экспозиция, которую ты привел выше. Пусть они экспериментальны, и все такое, но они действительно ужасны, и отчасти товарищ Поляков был прав - таких автомобилей не бывает, в нормальных странах точно.
Серийные же машины выглядят вполне себе на уровне 50-60-х годов, полностью в тенденциях тех лет. Однако их хорошесть оценивается однобоко - других в ссср не продавали.