Об электронной сцене в России...
Создана: 04 Марта 2009 Срд 23:37:47.
Раздел: "Клубная жизнь"
Сообщений в теме: 80, просмотров: 13112
-
DJ Фонарь: «Я стараюсь быть искренним!» (интервью NightParty.ru)
Прошло десять лет, с момента, когда танцевальная культура в России, все девяностые бурно и интересно развивавшаяся, находившаяся в 98-м на пике своего развития, рухнула после финансового кризиса. Была группа Radiotrance, еще не превратившаяся в некое подобие группы Scooter, была группа «Гости из будущего», претендовавшая на звание «русских Everything But The Girl», был, по-моему, самый лучший, с музыкальной точки зрения, Казантип …
Да-да, это, наверное, была ситуация, когда за русскую популярную танцевальную музыку не было стыдно.
И вот спустя ровно десятилетие, от людей, которые давно занимаются танцевальной клубной музыкой в России, снова слышишь мнения, мол «за что боролись, на то и напоролись». Что произошло за последние десять лет, во что мутировала российская танцевальная музыка?
Я думаю, что пока будет тяжело оценить это десятилетие. Когда ты постоянно стремишься вперед, у тебя просто нет времени для анализа каждого года в отдельности. Вот что было популярно в 2004 году? Я сразу и сказать затрудняюсь. Если же начинаешь поднимать свое прошлое, я сейчас как раз занимаюсь тем, что раскапываю свои старые миксы, радиоэфиры, то музыка сразу дает тебе какие-то ассоциативные картинки. Мне это очень интересно, анализирую прошлое и настоящее – интереснее прогнозировать как будет развиваться будущее. Я часто над этим задумываюсь, и мне кажется, что электронная музыка, это явление которое постоянно находится в развитии. Даже не важно в каком направлении она развивается – в хорошем или плохом.
Если мы начнем смотреть на начало девяностых – то это движение захватывало многие проявления современной культуры: и моду, и видео-арт, и все новые технологии, которые влились в эту новую музыкальную культуру, и все в итоге довольно сильно выстрелило. И это все называлось техно культурой, в очень широком смысле этого понятия. Но со временем все пошли разными путями: мода пошла своей дорогой, видео-инсталляции и все, что было связано с видео, пошли своей. И электронная музыка, по крайней мере в нашей стране, начала двигаться совершенно автономно от этих элементов. И при этом не нужно забывать, что разные времена, разные социальные статусы и изменения в обществе – все это накладывает свой отпечаток на саму электронную музыку. Мы очень хотели, чтобы электронная музыка существовала повсеместно, так она и существует сейчас повсеместно. Диск-жокеи сейчас играют и в ЦУМах, и в туалетах, и чуть ли не в каждом втором кафе. При этом я смотрю на западных диск-жокеев, и почти все они, приставку DJ, из своего имени убрали. И получается следующая ситуация – большинство представителей танцевальной музыки, были диск-жокеи, люди, безумно любящие эту музыку, эту культуру, люди, особенно первое поколение диск-жокеев, были музыкальными коллекционерами, и умели грамотно ее компилировать и подавать. И все последующие поколения российских диск-жокеев, приходящих в эту культуру, они уже не совсем осознавали все эти нюансы. Да, модно играть пластинки, хорошо быть популярным, тем более что в последнее время это становится хорошим, таким, бизнесом. И потихонечку терялись связи, иссыхали корни.
Если большинство диск-жокеев в девяностые ездило на европейские фестивали или в известные клубы, дабы пропитаться философией электронной музыки, то сейчас, огромное количество людей, находящихся на портале promodj.ru, это уже что-то совсем другое. Они должны быть лучше нас, впитывать в себя опыт поколений, стремится быть большими профи. С одной стороны их нельзя просто так взять и вычеркнуть из реальности – любой человек имеет право быть (или пытаться быть) диск-жокеем, и рано или поздно из этого гигантского человеческого потока выкристаллизуются какие-то новые, интересные артисты. Но вот подавляющее большинство этих диск-жокеев, ассоциируют эту музыку в лучшем случае либо по большим московским и питерским мероприятиям либо по гламурным клубам. При этом совершенно мизерное количество клубных арт-директоров следит за современными тенденциями, происходящие в мировой клубной индустрии. Ведь сейчас клуб – это уже большой и серьезный технологический процесс, который позволяет электронной музыке раскрываться по-новому. Что бы мы не говорили, но если люди, всю жизнь танцующие под танцевальную попсу, попадают на современную клубную площадку, то они, я уверен, будут точно так же танцевать и под нормальную, качественную электронную музыку. Это говорит о том, что аудитория может плавно перетекать из одного клуба в другой. Аудитория «Дягилева» может пол-ночи танцевать под Смэша, а потом под утро, уже на «Крыше Мира», отплясывать под Спайдера.
Я, конечно, пытаюсь анализировать происходящее, и от многих слышу о том, что круг замкнулся. Та дискотечная концепция, от которой мы ушли в начале девяностых, хиты, которые становятся популярными с помощью радиостанций, она снова вернулась. И, если не брать в расчет клубы известные, созданные профессионалами, то большинство российских клубов, они абсолютно ничем не отличаются от клубов, существовавших в девяностых. Они абсолютно не продвинулись технологически. Быть может стал где-то лучше свет, где-то лучше звук, но концепция «все в одном» - осталась жива. Этого говорит о том, что у нас не умеют продавать музыку. Столики, шоу, стриптиз – да умеют. Кабацкие корни нашей страны никак не могут отпустить нас. Тем ценнее те люди, кто не смотря ни на что - продолжают традиции и идеи электронной музыки, то, что раньше мы называли общим словом – техно движение!!!
Был момент, когда мы довольно сильно боролись против того, что вход в клубы был бесплатным. Затем появился фейс-контроль (изначально дресс код). А ведь изначально дресс-контроль появился в британских клубах для того, чтобы люди в костюмах, если они попадают в формат вечеринки, являются в какой-то мере ее украшением, они не стояли в очереди вместе со всеми, чтобы они проходили быстрее. И ведь был еще один момент – электронная музыка была для всех слоев населения. В девяностых на танцполе ты спокойно мог увидеть тинейджера, банкира, фрика, бандита – абсолютно разных людей. И их вместе объединяла музыка – вне зависимости от их социального статуса. Сейчас же произошло расслоение по социальному статусу. То есть сломалась эта концепция – просто так в какие-то клубы человеку с улицы попасть просто невозможно. Я очень много езжу по миру и смотрю, как прогрессируют площадки в Европе, пускай это делать становится все дороже, но это двигает электронную культуру вперед. У нас же одни заезженные клише – пара видеоэкранов, лазеры, более-менее выстроенный свет, но никакого прогресса не наблюдается в принципе. А это именно то, что отличает эту культуру от всех других – неумолимый технологический прогресс.
Как пример можно привести новый проект Хотина (Richie Hawtin) – “Contakt” – мы не будем говорить о качестве той музыки, что звучит на его вечеринках, здесь лучше поговорить о видео, которое проигрывается на его вечеринках, о совершенно ином способе подаче. Эта визуальная картинка, она служит еще одним элементом в музыке. И это интересно тем, что это чистой воды творческий процесс. А любой творческий процесс – он неизменно привлекает и заинтересовывает публику. Я смотрю выступления Саши (Sasha) и Джона Дигвида (John Digweed), смотрю как прогрессируют, хотя бы с технологической точки зрения, их выступления. Их отношение к Его Величеству Звуку. Понимаю, что это именно то направление, в котором нужно двигаться. Ведь не просто нужно пригласить звезду и собрать кассу – нужно еще сделать некое подобие шоу. Ведь мы совершенно забыли даже о таком, казалось бы, банальном, но на самом деле чрезвычайно важном понятии как грамотно выстроенное расписание выступлений артистов на вечеринках. Они же зачастую выстроены абсолютно неграмотно. И получается, что за все эти прошедшие годы, мы как вошли в эту культуру с какими-то активами, так и не происходит дальнейшего развития.
Конечно, на тот кризис, который происходит сейчас, повлияли не только вышеописанные проблемы – скорее тут можно говорить о целой палитре разного рода проблем и нюансов, большинство из которых совершенно нигде не проговариваются. Мы имеем огромное количество разного рода клубных порталов, с форумами, с фотографиями, вроде «найди себя», «найди меня», но мы нигде не видим аналитики. Вот прошел год, как он прошел, что произошло интересного или примечательного – никакой аналитики никто не делает. Нет какого-то медийного источника, который хорошо бы анализировал хотя бы то, что происходит в Москве и Санкт-Петербурге, потому что многие города равняются и смотрят на эти две столицы. Сейчас во всех российских городах, я имею ввиду города-«миллионики» идет полная гламуризация клубов. И снова мы получаем ситуацию, когда электронная танцевальная музыка становится доступной только для тех людей, кто может платить, покупать столы.
Еще один момент – это то, что творится в интернете, все эти социальные сети. Здесь есть два момента. Первый касается музыки. В свое время мы искали музыку, заслушивались ею, фактически переживали каждую пластинку. Как пример, можно привести Essential Mix. Я сейчас переслушиваю старые эфиры этого радиошоу, и понимаю, что раньше люди очень серьезно подходили к появлению в радиоэфире. Для кого-то это было стартовой площадкой, для кого-то подтверждением статуса мастера. И при этом создавали концептуальные миксы, на которые впоследствии равнялись очень многие. Сейчас же появилось огромное количество радиостанций вещающих как в интернете, так и в FM-диапазоне, и теряется чувство качества. Кстати все радиостанции с танцевальной музыкой в нашей стране фактически отказались от андерграунда. И все что насаждается – это поп-танцевальная музыка, лоббируются интересы именно таких диск-жокеев, которые и возвращают нас к эпохе советских дискотек.
Я довольно много слушаю разнообразных миксов, подкастов – и замечаю, что практически все диск-жокеи сейчас просто проигрывают треки – абсолютно механически, один за другим. Этакая музыкальная ярмарка. И сейчас огромное количество диджеев, у которых есть собственная радио-программа, понимают, что именно так и нужно играть. Именно так и нужно преподносить музыку. И эти программы слушают люди, которые понимают, что именно это и верно – ведь большинство не особо глубоко погружено в музыку или знакомо с историей танцевальной музыки. Не знают, что есть какие-то кодексы диск-жокея, что есть какие-то концепции – они просто воспринимают то, что есть. И поэтому с радио и интернетом довольно сложная ситуация, то, что касается восприятия новым поколением того, как должно быть по-настоящему. Радует, что у нас появляется новое поколение музыкантов, пока еще мало известных у нас в стране, но уже удачно выпускающие свои релизы в мире. Их треки играют звезды клубной сцены. Это новая формация, они идут правильной дорогой. Если из музыкантов они смогут еще и стать отличными диск-жокеями – это будет отличным фундаментом для нашей танцевальной культуры.
С другой стороны сейчас действительно очень быстро умирает музыка.
Раньше все было довольно сложно – выпуск пластинки и все, что с этим связано требует довольно больших как творческих, так и финансовых усилий. Сейчас же все сильно упростилось – появилась масса порталов, где можно продать свой свежезаписанный трек. Но ты знаешь, для людей нашей формации, тех самых «стариков», сравнение старых пластинок и новых треков зачастую играет не в пользу новых треков. Я сейчас говорю о той музыке, которая близка мне. Понятно, нельзя останавливаться, нельзя ждать того материала, который был когда то. Но нельзя не сказать, что качество новой музыки ухудшается из за ее количества. К тому же сейчас существует огромное количество пиринговых сетей, где можно скачать все что угодно. И когда приезжает какой-то артист, ты подумаешь, а стоит ли идти – потому что он для тебя прогнозируем. Точно так же как прогнозируем Володя Фонарь, Женя Грув или еще кто-то. Все зависит от того, насколько тебе все это интересно. Лично мне интересны те диджеи, которые что-то создают, в которых есть харизма и магнетизм. Мне интересно наблюдать за процессом создания, а не ту самую музыкальную ярмарку, которую я уже слышал в радиопрограмме диджея. Но некоторые диджеи, у которых есть свои радиопрограммы, тот же Дигвид, в клубах представляют какую-то иную концепцию, отличающуюся от того, что звучит у него в программе -
-
Помоему основная проблема в том, что артисты пишут её не для того, чтобы сделать что-то качественное, интересное, а для того, чтобы продать как можно больше своих треков! Не прикладывая практически никаго усилия для написания, они штампуют треки как на конвеере, написав один, на следующий день уже выходит другой... Много лейблов также не прикладывают усилий для того, чтобы отобрать лучшие треки, ибо для них так же надо наштамповать винилов чтобы их купили, а затем выпустить новую партию. Они знают, что всё равно эти пластинки все раскупят. Качественная музыка выпускается на лейблах, к сожалению которых можно пересчитать по пальцам...
-
Scratch писал :Помоему основная проблема в том, что артисты пишут её не для того, чтобы сделать что-то качественное, интересное, а для того, чтобы продать как можно больше своих треков! Не прикладывая практически никаго усилия для написания, они штампуют треки как на конвеере, написав один, на следующий день уже выходит другой...
если бы диджеи играли только качественную интересную музыку - народ только под нее бы и танцевал )) -
Грин-один писал(а) :если бы диджеи играли только качественную
интересную музыку - народ только под нее бы и танцевал ))
Ну я так думаю что если народ будет плясать под качественную музыку, то в скором времени он будет отвергать то что идет конвеером И соотвественно лейблы, выпускающие "конвеерный звук" будут лучше фильтровать то что выпускает, и всем будет пис -
bass13 писал :Проблема не в том, что говно пишут, а в том что слушаете его, всего-то делов.
Ну его слушают не все, а основная масса... А с коммерческой точки зрения выгоднее штамповать то что основная масса слушает и покупает! Сейчас помоему большинство так называемых дж вы*бываются, мол: уУменя есть трек который вышел вчера, а его собеседник: А у меня сегодняшний есть! вот в чем проблема! Для них не качество важнее всего, а дата релиза)) -
-
-
Старуха и Зергиль писал(а) :
почему вы считаете, если музыка становится популярной, она от этого становиться хуже?
привезли как то в магазин одежды Экстра плащики..крутые такие..прямо я сразу себе купила...довольная чо ппц...а как нам известно Экстра славилась своей индивидуальностью...к нам в город привозили несколько размеров одной модели, как правило, и вот купила я себе плащ значит...отходила сезон довольная...а их все привозят и привозят такие плащи..и наблюдаю - уже пол города ходит в таких...всякие там фиг пойми...пронаблюдала я все это...не ношу плащик больше...висит...вот сам по себе он мне нравится...но я не хочу носить вещи "как у всех"...
с музыкой аналогично... -
-
-
-
-