Причины антицерковных настроений
Создана: 30 Августа 2011 Втр 8:27:05.
Раздел: "Религия, мистика, непознанное"
Сообщений в теме: 144, просмотров: 18702
-
статья взята вот здесь
Почему в обществе нарастают антицерковные настроения?
Юрий Белановский 28 августа 2011 г.
Источник: Аргументы и факты
Когда речь заходит об антицерковных настроениях в обществе, - а в последнее время эта тема поднимается очень часто, - мне всегда недостает ясного различения причин и мотивов возрастающего или, во всяком случае, все более ярко проявляющегося негативного отношения к Русской Православной Церкви
Я со своей стороны различаю причины «внешние» по отношению к русскому Православию и «внутренние» причины, обусловленные современными особенностями церковной жизни. Думаю, такое различение важно и полезно для начавшейся дискуссии.
О «внешних» причинах
Первая и главная причина общественного неприятия православного христианства в том, что все люди в той или иной мере имеют тягу ко злу. Заповеди Христа и Имя Его для многих неприемлемы в принципе. Для христиан – это азбучная истина, определяющая снисходительное и терпеливое отношение к критике, но со стороны общества было бы полезно помнить, что многие люди готовы беспричинно ругать, хулить и даже гнать христиан, только за имя Христа.
Во-вторых, необходимо упомянуть и доставшуюся нам в наследство от советского прошлого секулярную, производственно-ориентированную, безбожную, достаточно неглубокую в гуманитарном плане массовую культуру, которая не дает возможности понять христианство в его глубине и осмыслить церковную жизнь по сути (подробнее см. тут). Царствует прагматический подход, при котором Православие воспринимается враждебно, как «черный ящик», а иногда и как угроза «личной жизни» и свободе.
Наиболее ярко постсоветская культура проявила себя в телевидении и других СМИ, которые куда сильнее, чем «семья и школа», формируют мировоззрение народа. Осмелюсь сказать, что сегодня информационный поток во многом антихристианский. Это даже доказывать не нужно, ибо основные приоритеты - власть, деньги, насилие, секс.
Мне понятно, что за телевидением и другими СМИ, давно ставшими частным бизнесом, стоят баснословные деньги, задача которых очевидна - дать власть и принести еще больше денег. Тут и говорить нечего о воспитательных функциях, о нравственности. За все 20 лет постсоветской жизни даже Русская Церковь не смогла всерьез или вернее никак не смогла повлиять на нравственность телеэфира. Мне не известен ни один случай снятия программы с эфира по инициативе Церкви, хотя неоднократно и на официальном уровне упоминались наиболее развратные и разлагающие наше общество телепрограммы. Что уж говорить про общественный совет по нравственности, идея создания которого обсуждалась многократно, а до дела так и не дошло (об этом я тоже как-то писал). Если опустить «мелочи» типа лжи, бесчестия, властолюбия, бескультурья и все размывающей попсы, даже откровенная порнография и оккультизм как процветали, так и процветают на телевидении, воспитывая, вернее разлагая россиян. Православные же телеканалы не могут нисколько компенсировать это разложение, ибо являют собой нечто мало профессиональное и занудное и, по мнению многих, скорее отталкивают людей от православного христианства, чем приводят в него.
Влияние телевидения столь мощно, что даже в церковных кругах мне приходилось слышать выражение: «чего нет в телевизоре, того нет в жизни». Нравственное, эстетическое мировосприятие россиян сегодня так слабо и так зависит от телевидения, что порой мне становится страшно - стоит провести по «зомбоящику» «разоблачительную компанию» против православных в стиле «антилужковского сериала», и народ пойдет громить храмы.
В-третьих, недовольству Церковью способствуют и ложные ожидания со стороны общества. С одной стороны, ожидания псевдорелигиозные. Среди россиян сложилось и даже укоренилось во многом языческое, обрядовое, формальное и даже коммерческое представление о православном христианстве, логика которого выражается просто: «я тебе, ты мне». Первая часть «договора» - средства на храм, покупка свечей и т.д., как правило, исполняется, а вот вторая - здоровье, деньги, успех и земное благополучие - нет, ничего этого у россиян не прибавляется. Церковная жизнь как воплощение личной веры во Христа народу не нужна.
С другой стороны, и это более важно, есть ложные ожидания социальных благ и даже хоть какой-то помощи от Русской Церкви, порожденные фантазиями народа. Недовольство властями, социально-экономические трудности, даже отчаяние сублимируются, выливаются в надежды, что РПЦ - реальный защитник и помощник. Но время идет, а ожидаемая помощь не приходит, и в людях накапливается недовольство, выливаемое и на Церковь в том числе.
К сожалению, мало кто понимает, что Русская Церковь не может стать неким «министерством» по материальной, социальной, психологической и другой помощи, ибо Она - это, прежде всего, единство христиан, объединенных верой и желанием жить со Христом Богом и исполнять Его заповеди. Безусловно, Церковь может и даже должна заниматься и миротворчеством, и социальным служением, и культурным просвещением, но надо понимать, что для нее - это разные виды служения христиан, которые не могут быть регламентированы заранее и жестко. Никакие христианские служения в принципе не смогут стать системным откликом на разваливающуюся социально-экономическую жизнь страны.
Задача и призвание Церкви не в решении проблем. Невозможно в принципе выжать из христиан «систему служения» или «КПД», невозможно служение встроить в «вертикаль управления». Именно эта идея служения, как добровольного исполнения заповедей ради ближних и ради Христа, не ясна «внешним» по отношению к Церкви людям, что и порождает ложные ожидания.
В-четвертых, скажу о чудовищной безграмотности светских журналистов и разного рода «говорящих голов», мало сведущих в церковных делах и вопросах веры. Часто точно описывая свои ощущения, опыт или настроения людей, журналисты не могут адекватно понять смысл и причины происходящего, не могут даже адекватно воспринять церковную терминологию и структуру церковного управления. Описываемая ими церковная жизнь не имеет отношение к реальности, но ярко отпечатывается в сознании смотрящих, слушающих и читающих.
Я не понимаю, почему, но отсутствует распространенная систематическая практика консультаций, работы с экспертами, пусть и по аналогии с темами экономики или даже погоды. Вместо того чтобы разобраться в чем-то и перевести событие на понятный светской аудиторией язык, события важные для Церкви и даже Страны просто игнорируются. Светские журналисты слишком часто обращаются к наиболее им понятным «приземленным» церковным темам, к скандалам и «разоблачениям», чем формируют у людей неадекватный образ РПЦ, как одной из сфер жизни россиян, наподобие шоубизнеса.
«Внутренние» причины
Первая и самая главная «внутренняя» причина способная породить недовольство Русской Церковью – это жизнь самих православных христиан. Церковные люди по факту живут так же, как и многие вокруг в простой жизни и в бизнесе. Православные не против высокооплачеваемой работы, смотрят телевизор, слушают рок и поп-музыку, интересуются новостями, носят модную и дорогую одежду, пьют спиртное и даже курят сигареты. Более того, всем известны истории о развалившейся семье священника, о том, кто с кем выпивал, кто кого встретил на курорте, кто хитростью получил деньги и потратил их на храм, кто и почему ездит на дорогой машине, кто провел гаишника и не заплатил штраф и.т.д. и т.п. Доверие к таким рассказам высоко, ибо в большинстве случаев они идут от очевидцев. Помню, как лет двадцать назад мой институтский друг передавал мне слова своей мамы, причастной к гостиничному делу, что некоторый известный ей лично нечистоплотный «бизнесмен» рукоположен в священники. Как такое опровергнуть? Конечно, с появлением блогов и социальных сетей количество таких рассказов возросло, а достоверность упала, но все же по сути ничего не изменилось. Шила в мешке не утаишь.
Понятно, что народное ожидание святости «здесь и сейчас» - это очередной миф, очередное ложное ожидание. Но разве со стороны православных «Церковь земная» не проповедовалась как «Церковь небесная»? В некоторых случаях люди справедливо ждут от священников и прихожан «небожительства», ибо только о нем слышат и справедливо недоумевают, что не видят святости вокруг и на каждом шагу. Мне не ясно, почему же до сих пор православные христиане не предлагают вовне реального современного понимания церковной жизни?
Очень ярко противоречие между проповедью и реальностью вскрылось на примере известного режиссера и актера, ставшего священником. Мало кто может понять, почему для него, по его собственным словам, «все рамки раздвинуты» и нельзя лишь «попирать основные принципы», «делать порнографию» и «ненаказуемое насилие», а простым христианам нельзя даже молочка в пост попить?
Итак, серьезнейшая «внутренняя» проблема православных христиан - необъяснение себе и окружающему миру, что же значит жизнь христианина в современном мире, что же действительно отличает христиан от нехристиан сегодня.
Вторая причина, - и об этом уже говорилось выше, - непонятность Православия, непринятие обществом некоторых архаичных традиций (достаточно обратиться к дискуссии о церковно-славянском языке). Со стороны православных пора перестать игнорировать эту истину и начать всерьез вкладываться в просветительские, образовательные и социальные проекты. Современность, понятность и значимость дел и слов, обращенных от Церкви к обществу, не означает отступление от «веры отцов». Но об этом уж много раз писалось и говорилось.
В-третьих, следует сказать, что с точки зрения современного человека, привыкшего к полной информационной открытости, очень сильно влияет на отношение к Русской Церкви закрытость информации о внутренней жизни. Я не говорю, что закрытость - плохо. Я говорю, что это трудно понять и принять современному человеку. Из последних ярких дискуссий по внутрицерковным вопросам, вышедшим из блогов в СМИ, ясно, что даже многим православным христианам что-то не понятно, и они вынуждены задавать вопросы и говорить о своих недоумениях. Единственный, оставшийся в некоторых темах аргумент «мы доверяем начальству», вполне приемлем внутри православного сообщества, но он точно не работает вовне. Пример последних дней - нашумевшее открытое письмо Святейшему Патриарху, где высказывалось недовольство сотрудничеством между Церковью и Министерством здравоохранения. Поводом послужила трагическая история отказа в лечении тяжелобольному человеку. Автора письма аргумент «доверия» не удовлетворяет, ему важно понять, почему Церковь, заключая договора, молчит о коррупции и безнравственности в области здравоохранения?
Из-за информационной закрытости многие обращаются к слухам и домыслам, а этим, в свою очередь, пользуются лгуны и провокаторы. Вспомним известную телепередачу «НТВ-шники», посвященную «разоблачениям» РПЦ.
К сожалению, за 20 лет церковная журналистика никак не усвоит азбучный принцип текстовой рекламы: надо объяснять «почему?» и «зачем?», а не просто свысока декларировать «истину в последней инстанции». Если люди понимают смысл происходящего, если разделяют цель, то не только с терпением отнесутся к временным трудностям или чьим-то ошибкам, но и станут помощниками и защитниками – Апологетами Церкви.
Я думаю, естественным противовесом разного рода слухам и клевете могла бы стать реальная живая православная блогосфера, о потенциале которой я как-то писал. Понятно, что блоггеры могут быть и критиками, но если они православные христиане, то всегда будут на стороне Церкви. Я говорю не о показных или заказных оправдательных статьях, а о живом отклике участников и очевидцев. Но, к сожалению, по ряду причин такая блогосфера всерьез не сложилась. Никто не отнесся с доверием и пониманием к активистам Интернет-пространства.
В-четвертых, я думаю, что очень пагубно на имидж Церкви влияет внутренняя глубокая разделенность православных, часто по вторичным вопросам. «Внешние» по отношению к Православию люди не могут этого не знать и не видеть.
К примеру, очень яркое вышедшее в крупные СМИ разделение православных породило скандал с «наркоборческой» деятельностью в Екатеринбургской области. Камнем преткновения стала тема отношения к зависимым людям – наркоманам, алкоголикам: относиться ли к ним как к личностям, или они не более чем «опасность». Вера во Христа оказалась столь малозначима для самих христиан, что даже ради нее многие не согласились прийти к примирению. Разве это не антимиссия?
Второй пример. Известный авторитетный православный блоггер в своем живом журнале стравливает людей, «сливает» доносы и компроматы, причем даже на епископов. По сути, он создал площадку по травле братьев христиан и, не стесняясь никого и ничего, лишь набирает обороты и входит во все больший задор. Дошло до того, что руководителю одной из Синодальных структур пришлось публично через известное информационное агентство осадить зарвавшегося блоггера. Не заметить столь скандального, яркого и статусного Интернет-сайта невозможно. Вполне логично услышать вопрос: как можно доверять православным, если среди них, не стесняясь, орудуют «черные пиарщики» и провокаторы?
В заключение скажу, что негативному отношению к РПЦ служит и демагогичность проповеди многих православных активистов. Мне доводилось слышать нелестные отклики о Русской Православной Церкви как «организации демагогов». Слишком много говорится правильного и нужного, но далеко не всегда извне видны дела подтверждающие сказанное. Конечно, тут есть недоработка православных СМИ, сказывается опять же и отсутствие развитой блогосферы, но не только. К примеру, ярко, иногда чересчур ярко пропагандируется многодетность. Но за исключением единичных примеров, не известны свидетельства о поддержке многодетных семей и молодых родителей во внутрицерковной среде. Зарплаты церковных работников, как правило, не позволяют содержать даже семью с одним ребенком, не говоря о трех и более. Людям извне не известны ни случаи выплат положенных законом, ни случаи предоставления оплачиваемых декретных отпусков и отпусков по содержанию малолетних детей и т.д. Известные православные организации не принимают на работу женщин-матерей, мотивируя это высокими требованиями к работе. Справедливости ради надо заметить, что последние пару лет с развитием Синодального отдела по церковной благотворительности и социальной работе что-то меняется, но пока – это капля в море.
Что из всего этого следует?
Перечислением столь многочисленных причин негативного отношения к Русской Православной Церкви я постарался показать, что эта тема не черно-белая, она не имеет единственно правильного решения или ответа. Со стороны православных, слишком часто говорят о «внешних» причинах и игнорируют или просто отрицают «внутренние». Со стороны светских, почти всегда забывается, что Православие – это в первую очередь христианство, и упор делается на «внешние» формы и ошибки церковной жизни.
Единственно, что может противостоять все возрастающему общественному недовольству, - а я думаю, что оно действительно нарастает, - это диалог и желание услышать оппонентов и критиков, причем не только в лагере своих «противников», но и в собственном. Ярким примером такого диалога было выступление сопредседателя партии «Правое дело» Леонида Гозмана на Всемирном Русском народном соборе в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Для православных, которым выход в серьезные СМИ «заказан», я думаю, очень важна информационная открытость и наличие Интернет-пространства для публичного, честного и доверительного обсуждения современных проблем церковной жизни. Вероятно, по замыслу организаторов, такой площадкой может стать сайт «Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви» - церковно-общественного совещательного органа, призванного рассматривать актуальные вопросы церковной жизни и предлагать священноначалию возможные решения этих вопросов.
Юрий Белановский -
ночь сварога закончилась и наша планета выходит из темного рукава галактики где действие темных сил велико. И темному богу Яхве уже не так просто зомбировать людей и клеймить их в свое стадо рабов. Люди начинают задумываться о религиях вообще, не только о христианстве. Есть одна только сдерживающая сила-это страх. В любой религии говорится что если не будешь слушаться то секир башка сейчас или ад потом, притом воспевая миролюбивого всепрощающего бога. Прежде всего противоречия самих религий и их святых писаний отворачивают людей от церкви и религий.
-
Shtormovoy55 писал : Прежде всего противоречия самих религий и их святых писаний отворачивают людей от церкви и религий.
А так же поведение и действия самих церковников. -
Внешние причины:
Первая и главная причина общественного неприятия православного христианства в том ... даже гнать христиан, только за имя Христа.
Ну вот так сразу не разбираясь в причинах неприятия заявляет что их противники - злые люди которых воротит от имени Христа.
И ещё вспомнилась аналогия с пида..ми, да и прочими меньшинствами, которые чуть что орут о дискриминации и причину отказа (при приёме на работу, защите дисера и прочее) видят в нетерпимости к ним.
Вообще о чем можно дальше говорить, если поп первыми строчками сразу же заявляет: кто не с нами те злые и плохие от природы, и именно по этому не любят попов.
Во-вторых, необходимо упомянуть и доставшуюся нам в наследство от советского прошлого секулярную, производственно-ориентированную, безбожную, достаточно неглубокую в гуманитарном плане массовую культуру, которая не дает возможности понять христианство...
Такая рассякая совковская культура не даёт понять глубину церковной жизни...
А может всё же образование доставшееся основной части населения от союза не позволяет церковникам морочить людям головы? Ну ни чё, с новыми реформами подрастёт скоро паства новая, будет с кого шерсть стричь.
В-третьих, недовольству Церковью способствуют и ложные ожидания со стороны общества. С одной стороны, ожидания псевдорелигиозные. Среди россиян сложилось и даже укоренилось во многом языческое, обрядовое, формальное и даже коммерческое представление о православном христианстве, логика которого выражается просто: «я тебе, ты мне». Первая часть «договора» - средства на храм, покупка свечей и т.д., как правило, исполняется, а вот вторая - здоровье, деньги, успех и земное благополучие - нет, ничего этого у россиян не прибавляется. Церковная жизнь как воплощение личной веры во Христа народу не нужна.
Ну вот опять всем мешает нормально наживаться этот народ. Кому-то он мешает модернизировать страну, кому-то 'веру' распространять...
Да, поп прав, что христианство обрядовое. Чтобы понять духовное христианство (да любое духовное) надо над собой работать, а люди ленивые по природе. Однако самих попов это как я вижу вполне устраивают, им средства на храм, они - обряды, прейскурант объявлен. Однако это попов не напрягает... а виноват конечно же народ. Так может прекратить с людей брать бабло и отказаться от обрядовости и начать нести духовное? Только вот нести духовное это не тоже самое что кадилом махать... здесь самому сперва вырасти надо... а в семинарии этому не научат... это труд... ну и нести духовное это ещё более тяжкий и часто не благодарный труд, поэтому попу проще за бабло кадилом помахать да яхту новую вору освятить...
Ещё хочу сказать по поводу обрядовости... собственно из-за неё (как один из факторов) думающие люди и не приемлют церковь, ибо понимают что это всё хрень, рассчитана на недалёких, ибо в этих обрядах ни грамма духовности. Получается что попы создают сами этот замкнутый круг. Жалуются что люди от церкви хотят обрядов и не хотят видеть духовного начала, и тут же хулят тех, кто хочет духовного, но не хочет этой пустой обрядовости. В итоге виноваты все: и те кто ходит в церковь совершая обряды, и те кто не ходят в церковь ища духовного в иных местах, ибо церковь предоставляет только обряды (ибо спрос на неё выше, трудозатраты ниже и доход так же выше).
И кстати, очень забавно что церковь понимая чего хотят люди, понимая их настроения и возможно заблуждения (я ты - ты мне, т.е. я тебе денег на церковь - ты мне здоровье) с удовольствием принимают первую часть 'договора' (бабло) заранее зная что вторую они выполнить не смогут...
Но опять виноваты люди, а не попы.
В-четвертых, скажу о чудовищной безграмотности светских журналистов и разного рода «говорящих голов»... журналисты не могут адекватно понять смысл и причины происходящего,
Мне одному забавно читать рассуждения об адекватности людей из уст попа сказавшего выше уже достаточно чтобы не считать его самого адекватным?
Внутренние причины:
Ыыыы! опять виноваты люди! Не попы и церковники, а простые люди, прихожане :))) Об этом говорится здесь и далее, ни где он не говорит о жизни и поведении работников РПЦ. Я понимаю что они тоже праославные и как бы это касается и их, но все же ввиду широты вопроса надо было поговорить о них отдельно... однако не - виноваты православные...
И кстати, он очень часто подменяет недовольство и неприятие РПЦ недовольством православием, что далеко не одно и то же. Он этого либо не понимает, либо нарочно смешивает.
От прихожан ни кто ничего не ждёт, прихжане это люди ищущие, это люди вступившие на путь... дать от них чего-то - глупо.
А вот от попов да! ждут и весьма справедливо, ибо пастух должен быть примером. Если он сам живёт в грязи, то как он сможет вывести из неё людей? Мы же не слушаем советов бомжа о том как стать богатым и как надо правильно жить... Советчик должен быть на ступень выше тебя, а ещё лучше на несколько. -
Я ни сколько не удивлён, что ты её тут и разместил именно для этого.
И как тот поп в первом пункте сразу делишь людей на тех к с вами и тех кто против.
Ещё одна причина из-за которой проявляются антицерковные настроения. Так что Лордман ты их сам тут генерируешь :)
Фобия - это страх. Ты это прекрасно знаешь. Думаешь тут кто-то боится христианства?
И хватит сваливать в одну кучу все: и РПЦ, и религию, и веру. Тема называется антицерковные настроения, т.е. против РПЦ, а не против религии и веры. Это врорая причина по которой не любят церковников - подмена понятий и предмета спора на удобный для вас в данном случае. -
Дело в том, что ваше мнение субъективно как и моё.
Статью я разместил для прочтения.
Проблемы в церкви есть, и Слава Богу, что она не меняется в угоду изменившемуся народу (пьянство, разврат, мздоимство и и т.д. многими светскими людбми эти пороки отправдываются, церковь в этом плане принципиальна)
Каждый видет то, что хочет видеть. -
Да не надо с Лордманом вообще спорить, пусть скушает библию.
Понятно же, что статья, мягко говоря, ангажирована. РПЦ, как и любая другая крупная коммерческая организация, по всей видимости тоже решила заняться маркетингом и внешним обликом своей конторки.
Вот и заносит разного рода журналистикам за подобного рода статейки, подпитанные общим смыслом "ХРИСТИАН ОБИЖАЮТ!11". Такая вот нехитрая стратегия.
Ну и попутно показушно сокрушаются, дескать, никто нас не любит и на центральные каналы, бедных не пускает.
Да-да, в то самое время как незаконно охраняемая рожа патриарха постоянно маячит везде где можно. -
по некоторым данным оно появилось-то в 15 веке из так называемой греческой религии. Но даже если взять 2 тысячи лет. Ничего хорошего они не принесли эти годы. А зомбирующее влияние христианства велико ибо основано на самом сильном эмоциональном чувстве человека, на страхе плюс полное отсутствие мышления на религиозную тему, лишь поглощение отдельных красивых словечек в потоке тотальной лжиLоrdmаn писал : За 2 тысячелетия существования Христианства многие пытались и пытаются лить грязь на Веру и Церковь.
"Конец немного предсказуем" (с). -
Lоrdmаn писал :
Проблемы в церкви есть, и Слава Богу, что она не меняется в угоду изменившемуся народу (пьянство, разврат, мздоимство и и т.д. многими светскими людбми эти пороки отправдываются, церковь в этом плане принципиальна)
Славненько :)
Слава богу что не меняется! Именно поэтому патриарх - содомит :))) Ничего не меняется и слава богу!
Хватит пенять на народ.
Пьянство... попы хлещат кагор свой заявляя что причащаются... Лицемерие попов - ещё одна причина антицерковных настроений.
Монастыри раньше гнали алкоголь, в 90-е церковь торговала алкоголем, ввозя его безпошлино.
Разврат... про патриарха я уже сказал. знаю и иные случаи как попы развлекались.
Мздоимство... я не знаю за что можно попу дать взятку, ибо не должностное лицо, но тот факт что они ворам яхты освящают, или сами ходят 'договариваться' позволяет думать тчо далеко не бескорыстно всё проходит.
Хорошие у РПЦ принципы.
А так же не видит то, что не хотелось бы видеть :))) -
Клеил колесо на улочке между архивом и церковью на Тарской. То что какой-то толстопуз в чёрном руководил перетаскиванием коробок с чем то из хонды пилот в здание на территории церкви силами пары потрёпанных мужичков и согнутой бабки, при этой кроя их мелдительность аналогом большого петровского загиба - особо меня не напрягало, даже пытался запомнить особо "изящные" конструкции гм... "верчения".
Тут подходит к нему тётка в платочке. "Благославите", чмок руки, а дальше... Дальше пошёл разговор об устройстве сына в семинарию. Тем же хорошо поставленным голосом тётке было объяснено, сколько это будет стоить официально, сколько и кому полагается "подносить" неофициально, но обязательно, сколько и кому подносить по минимуму "неофициально, за хороший приход и кормление"...