Солженицынские чтения
Создана: 16 Февраля 2015 Пон 20:43:26.
Раздел: "Социалистический опыт"
Сообщений в теме: 148, просмотров: 144586
-
-
СанькаО писала :
. Матушка моя в 1970-х ездила со студентами на фольклорную практику. Всякие сказки-песни-былички и прочий фольклор у деревенских бабушек-дедушек записывать. Так вот-с... для оформления текста в архиве нужны данные об исполнителе: ФИО, год рождения, откуда приехал (если не местный уроженец). И вот эти данные большинство бабулек давать категорически отказывались. "Ага, я вот тебе назовусь, а потом черный воронок приедет и меня заберет".
Как этнограф этнографу могу сообщить о неразрешимой проблеме этнографии: теоретически этнограф должен максимально объективно собирать материал, но в реальности личность и культура сборщика информации искажает сведения.
Вот черные воронки в глухой сибирской деревне- это наложение опыта городской жительницы.
Давайте представим себе среднестатистическую омскую деревню 30- 40- х. Дорога к ней- проселок, проезжий месяца три летом и столько же- зимой. Для гужевого транспорта. Автомобилей просто нет, да и лошадка с санями преодолевает бездорожье куда легче. А в распутицу вообще не доберешься.
И вот туда регулярно! ( иначе не сложится устойчивый фольклорный образ) ездит черный воронок. Городская эмка. Из десятка тех, что в распоряжении облГПУ- на всю Омскую область от Казахстана до Карского моря.
Иначе никак- ведь пастух дед Федор, инвалид русско-японской, непочтительно помянул матушку товарища Берии, когда гонял быка Моньку.
И его, как комбрига Котова из Утомленных солнцем, надо вести в Москву- расследовать подрасстрельное дело.
Вы вообще эту картину представляете?
У меня что-то не срастается.
Возили родимых " из Сибири в Сибирь", но вот исключительно пехом или на телегах -
JUMPER писал : ]
Я захватил только Сталина. И репрессированных в роду не было. ( так что оценки у меня непредвзятые) А вот страх был у всех-страх что однажды ночью и у твоего дома остановится "чёрный воронок." Да и рассказывали конечно.
Чего стоит только загадка-шутка : "Какое самое высокое здание в Омске ".
Сейчас молодые и не ответят, а тогда ответ знали все.
У меня и моих родных такого страха не было. Хотя мои предки бежали от коллективизации, так что по идее претензии должны были быть.
Но не сложилось.
А в чем отгадка загадки? -
СанькаО писала : Вы, в отличие от бабулек, про черный воронок не думаете же.
Дык и бабуля не думает про воронок, она думает "а пошли вы, вопрошатели, в опу", но, как человек культурный, вслух говорит про "черный воронок".
Сейчас быстрой замены не находят, в памяти все про воронок крутится, но больно не к месту будет. -
k9zxc писал :
Дык и бабуля не думает про воронок, она думает "а пошли вы, вопрошатели, в опу", но, как человек культурный, вслух говорит про "черный воронок".
А вот еще раньше, от всяких неизвестных вопрошателей вообще прятались - а хз кто это, вдруг сейчас всех пересчитает и налоги поднимут, ну или в рекруты кого забирут :) -
А как-же иначе, нужно же соответствовать эстетике Антихриста и Армагеддона!
А вообще, образ черного воронка кажется мне ключом к формированию гулаговского мифа.
Потому что подавляющее большинство репрессированных ( во время коллективизации, выселения народов, арестов простых рабочих и крестьян) скорее всего во время ареста никаких авто в черной окраске не видели.
Дефицит машин в СССР, бензина-тоже. И степень благоустройства в городах- пара центральных улиц, в остальных-непролазная грязь.
Так что арестовывали и конвоировали скорее всего в пешем порядке, в деревнях- везли на телегах, в случае массовых акций использовали армейские грузовики.
А вот в Москве и Ленинграде- тут да, в центре города машины использовались. А кто жил в центре? Правильно, чиновники и интеллигенция.
И вот вопрос- почему в общем бессознательном остался образ не телеги, в которой везли в тундру простой народ, а черный воронок, куда с комфортом сажали высшую касту?
Ответ на этот вопрос дает ответ на направленность гулаговского мифа -
Моеимязанято писал :
Причем в блатном псевдоромантическом фольклоре, образ " воронка" используется гораздо чаще и до более позднего времени.
Ну, в блатняке много чего романтичного и неправдоподобного- слезы по матери-старушке, верные подруги, ожидающие по 20 лет, бескорыстная воровская дружба и т.д.
Опять же, трудно представить, что воров, уважая их статус, арестовывали исключительно люди в парадной синей форме на воронках. А не опера ложили мордой в грязь и часами ждали дежурный грузовик. -
Лисовин писал :
И вот вопрос- почему в общем бессознательном остался образ не телеги, в которой везли в тундру простой народ, а черный воронок, куда с комфортом сажали высшую касту?
Ответ на этот вопрос дает ответ на направленность гулаговского мифа
Потому что крестьяне особо про это ныть не могли в своих мемуарах да воспоминаниях... А вот интеллигенция, как только стало возможно начала излевать из себя всё что могла, распространяя это на весь народ. -
Сомневаюсь. Был знаменитый "сталинский" голод 1933 года, когда с сел все съедобное вывозилось подчистую. Обезумевшие от голода матери ели своих грудных детей. Это не хохляцкие байки, данные не из гуглов-википедий, это рассказы моих предков-крестьян из средней полосы России, которые чудом успели записаться в трудармию и так оказались в Сибири.Пипелац писал(а) :
Хищения на селе достигли таких масштабов, что потребовался специальный закон...и это были хищения не голодных крестьян, а таки тех кто повыше.