Что вы сейчас читаете?
Создана: 26 Января 2005 Срд 20:47:00.
Раздел: "Литература"
Сообщений в теме: 4740 (+1), просмотров: 1547242
-
-
Амонлюза писал : решил познакомиться с Никоновым через "Экс`уёвую Книгу"...
[внешняя ссылка]
не знаю... смогу ли попасть в ряды "истых интеллигентов", типа Арканова, Новоженова, Шендеровича, Быкова, Грушевского
держат только воспоминания - пытаюсь параллелить свои молодые годы
а так-то Декамероном не особенно пахнет
да и Гётей с Пушкиным не благоухает
-
Грехи молодости же ж. И "заходит" такое тоже в основном в молодости (у меня дома лежит затрепанный экземпляр, вслух читавшийся в общаге педунивера под одобрительное ржание почтеннейшей публики). Потом уже разве что из ностальгии.
Зато остальные книги не...уевые. -
Heyнывaющая дaчницa писала :Грехи молодости же ж. И "заходит" такое тоже в основном в молодости (у меня дома лежит затрепанный экземпляр, вслух читавшийся в общаге педунивера под одобрительное ржание почтеннейшей публики).
Я скажу далее, такое наверное заходит тем, кого маман после школы в музыкальный кружок кройки и шитья отправляла, а не к нам во двор в 90-х. У нас и почищедегенератысамородки на районе были, каждый вечер масса историй и литературных выступлений в духе времени. И это только в универе, когда я с ботанами закорешился, осознал о существовании других миров... -
tramov писал :Heyнывaющая дaчницa писала ... : И "заходит" такое
Я скажу далее, такое наверное заходит тем, кого маман после школы в музыкальный кружок кройки и шитья отправляла, а не к нам во двор в 90-х. У нас и почищедегенератысамородки на районе были, каждый вечер масса историй и литературных выступлений в духе времени. И это только в универе, когда я с ботанами закорешился, осознал о существовании других миров...
далее стоит ли говорить мне...
не в смысле, для меня, а в плане, мне выдавать рецензию для кого-то
с другой стороны, прочел - читают же для чего-то - новый объем знаний присовокупить или настроение какое; бывает время потерял, бывает дерьма хряпнул, а тут просто запараллелил
в этом случае надо эпиграф привестьHeyнывaющая дaчницa писала :
Грехи молодости же ж. И "заходит" такое тоже в основном в молодости (у меня дома лежит затрепанный экземпляр, вслух читавшийся в общаге педунивера под одобрительное ржание почтеннейшей публики). Потом уже разве что из ностальгии.
забавно иногда получается, зашел в эту тему, про Бойню увидал, пошел анонсы читать, пишут, что до Оруэлла не дотягивает, потом смотрю - шведка, потом вспоминаю, как на форуме про шведский фильм спрашивал, в котором один дьявол наказывал семейство водителя, тоже говорили, что не дотягивает по классике до жанра, у шведов только АББА натягивала весь мир
а читая про Бойню, помятую, что видел анонс про Человек как животное
вот одно уже название сразу тогда оставило равнодушным, слишком долго ковыряюсь в этом направлении
но подумал, а что там у Никонова вообще есть, открыл сайт с его книжками, давай названия выбирать, и все названия такие претенциозные, а одно простенькое, с буквы Ха начинается
качнул и читаю
коротенькое вступление от "истых интеллигентов" прошло, и протекли первые предложения автора
мне прям так интересно стало! чую, из одного поколения мы...
...вот НеоновоНовая говорит про "грехи молодости"... как бы, я могу понять, что такое юность или там студенчество, а хоть или армия, но смысл немного в другом - Дачница в тот год только родилась и эпоху представляет себе совсем НЕ
особенно с теми чувствованиями и веяниями
а тут - современник
"моё поколение" для меня всегда выражалось в моих одногодках, +/- год: это вот Миша Прохоров и Димасик Медведев, Сережа Чонишвили и Прокопэнко Игорь, Алешенька Мордашов и Дашка Михайлова, или Вова Соловьев и Вадик Самойлов, илиСофи Марсо, Синди Кроуфорд, Майк Тайсон, Патрисия КаасЖеня Миронов, Трофим, Овсиенко, Салтыкова, Охлобыстин, Кортнев, Абрамович и Мишустин
скажем же, Бурков это уже другое поколение, и Моеимязанято с Цоем - другое поколение
не потому, что это качественно определяет все положения, а потому что исходные данные были относительно равны
вот и среди моих друзей один был чуть-чуть старше и двое чуть-чуть младше
в пределах "моего" допуска
и тут переходим к следующей части эпиграфа - про ностальгию, которая в строгом своём значении есть тоска по родине, а в широком трактуется подобно слову быдло, которое уже не просто скот определяет, но и скот образованный. И ностальгия так же становится - печалью по всему прошлому. Я же как-то сразу отринул ностальгию. Взволнованный своей догадкой о предположении, ринулся искать про этого Никонова, о котором в тот миг не знал и даже слыхом не слыхивал, пораженный, я смотрел на его лик, и мне казалось, что я видел его чуть ли не каждый день в своем городе, вооруженный знанием еще боле укрепился во мнении, что никакой ностальгии не будет и в помине... да она так-то и сама не лезла. Теперь, уже успокоенный, я принялся внимать и пытаться получать хорошие емоции от восхитительного жанра искусств.
и, собственно, самая пора про одобрительное ржание почтеннейшей публики.
жанр - чистейшей воды документальное повествование в хронологическом порядке, для изящества литературы сверхгусто обмазанное обсценной лексикой. Меня (моих друзей) трудно назвать пуританами, тем паче, ханжами, но мы явно не вписались в ряды "истых", а я просто и тупо никогда не понимал бесконечно матерной поэзии с прозой. не буду я никогда восхищаться творчеством Шнура, построенном стандартно на одной ненормативной единице. Я могу понять один альбом Шнура, который и музыкально-то был достаточно примитивен, какой-то оскоминный СКА, но всю его поэзию - увольте.
я могу понять, почему Пушкин мог попробовать такое стихосложение, но не смогу представить всё его творчество в этом ключе.
а может стоит попробовать перевести всю русскую классику? чё Онегин один скучает
"истые" приводили в пример разных писателей, и даже считали Никоновский прием некой гипертрансляцией
только поэтому, я, отбросив жеманство, читал и искал скрытые сутия и философские проникновения...
и вот мы с Никоновым погружаемся в его произведение, где он и я существовали параллельно в разных, но технических вузах в одной стране и в одно время, заметьте, тот же Моёимязанято человек другого поколения, и совсем иначе восторженно описывал свои имперские воспоминания, когда уже существовало слово Совок, а люди позднего называют всё это презрительно Рашкой, но даже Никонов ни разу не употребил этих слов
правда, он честно признался, что пошел в институт, чтобы не идти в армию
тогда многие не хотели не то, что в армию, а потому что в Афганистан не хотели
отчего же он так непоследовательно, но торжественно называет военную кафедру "Войной"? мы, к примеру, звали ее просто "военкой", и принимали, как должное, с тем же смехом над "полканами", но без придыхания к причастности
...Никонов узнаёт об Афгане в институте... а я рассказывал давно, что мы с своем детстве первый гроб во дворе встречали в 80-м, и испытывали уже тогда отроческий ужас
вообще, у меня по ходу пьесы складывалось впечатление, что Никонов может и был неглупый малый, но был немного задрот, отсюда все его бесконечные возвеличивания себя, де-он там Шеф и глава всех "офицеров", непонятно только, почему их офицерское собрание поступило в институт в таком инфантильном состоянии, когда они разом захотели е.аться
помню, у нас в классе, а был уже 8-й, группа товарищей любила ходить на первый этаж к первоклассникам, эти имбецилы собирались и шли "мацать" девочек, их потом напнули, но двое дошагали до выпуска в 10-м
тему какашек и изучения разнополой физиологии мы прошли в детском саду
а с нераскрытой, по Никонову, темой пердежа у нас было классах в пятых, и было так - если кто пёрнул, тому ставили Гол пинком по жопе, единственное, чем мог спастись дырявый вратарь, это признательным выкриком "штанга"
но подать, как подал писатель, целую графу расшифровки магнитной ленты с постинтеллектуальными диалогами - это просто за гранью получения наслаждения от чтива и "одобрительного ржания"!
и, по большому счету, у меня сложилось мнение, что эти, одержимые либидо, недоделки, просто испытывали глубочайшее презрение к женскому полу и страх перед женщиной
конечно, я помню о гиперболизации в художественной речи и о гротеске, но не такой примитивной ценой
видывал я людей и поменьше образованных, и в более поздние годы, но такого оголтелого примитивизма не наблюдал
не, ну, может, быть, я действительно не во всех свинарниках еще побывал. Кстати, вот как раз в одном и побывал.
на этом фоне высочайшей удачей выглядит одно лирическое отступление, я его приведу под спойлером, как фрагмент главы, где всё же, мне так кажется, герой повести пытается больше рассказать о своих умениях, нежели действительно о тонких чувствованиях... почему нет, если Никонов по сю пору выступает за свободу проституции и легализацию наркотиков... дак, он и в этой главе прославляет себя, как поэта
вот прочитав стихи "Пока 12 не пробило", будущая рубинская жена, которой я тогда в глаза не видел, и написала мне треугольник. У меня там как-то так было:
Пока 12 не пробило,
Пока не начат артналет,
Выпьем мы за то, что было,
Выпьем, господа, за старый год...
И так далее. И вот я получаю от нее треугольник:
Письмо На Фронт
"Действующая армия. Штабс-капитану Его Императорского величества Тверского непробиваемого полка Никонову А.П."
Cher Александр!
Вы помните то время,
Когда еще Вы жили на Тверском?
Не думайте, что Вы забыты всеми,
Кто до германской с Вами был знаком.
Перед войной, в собрании, на бале
Мой брат-повеса познакомил нас.
Вы Блока, Северянина читали,
Когда мы танцевали па-де-грас.
Признаюсь, мне потом частенько снилась
Фигура Ваша в блеске аксельбант..
И как судьбы негаданную милость
Мне сообщил Ваш адрес интендант.
Мой брат при государе адъютантом
(У каждого, конечно, свой талан)
Я знала Вас поручиком и франтом,
Теперь Вы, говорят, Штабс-капитан.
Вы б не узнали девочку-курсистку:
Не в шляпке я с цветками на полях -
С крестом косынка над бровями низко
Дежурю по ночам в госпиталях.
Я к Вам пишу, как сказано в романе.
Виной тому не взбалмошность, а страх,
Что (не дай Бог!) убьют Вас или ранят.
(Я часто вижу смерти - медсестра).
Храни Вас Бог от пули иль осколка.
Я каждый день и час молюсь за Вас...
Как странно - мы не виделись так долго,
А голос Ваш я слышу как сейчас.
Прощайте. Жду письма. Живу надеждой,
Что очень скоро немцев разобьют.
PS. А на Арбате музыка как прежде,
И у Никитских розы продают.
Штабс-капитан тут же на хuякал ответ девушке.
Письмо С Фронта
Дожди. Дожди стоят над нами,
Воды в окопах до колен,
Но все же мысленно я с Вами,
Я вспоминаю Вас, Элен.
И нет уже окопной глины,
Не липнет к телу мокрый шелк,
Вдруг испарился, умер, сгинул
Окоченевший третий полк.
И я не ежусь в грязной бурке.
Мне в воспаленной голове
Вдруг кажется - я в Петербурге,
Или напротив - я в Москве.
Холодный ветер на опушке
Доносит странные слова:
"Монетный двор", "Литейный", "Пушкин",
"Замоскворечье", "Яр", "Нева".
Неужто все когда-то было -
Река и розы в полынье?..
Мы познакомились так мило.
"Pardon, madamе" - "Pardon,monsieur".
"Et je vous pris..." - "Ну что вы, право..."
Тверской бульвар, парадный строй,
Потом театр и крики "браво"...
Все это было... Боже мой!
А вот теперь в осенней каше,
Где то и дело "в душу мать",
Лицо, улыбку, жесты Ваши
Мне все труднее вспоминать.
Теперь мне ближе вой снаряда,
(Как итальянцу близок Тибр).
И если ляжет где-то рядом,
Я точно укажу калибр.
Ну что ж, быть может, так и надо,
Как говорят попы - "юдоль",
За все прошедшее награда -
Неутихающая боль.
Но все же пульс надеждой бьется,
Лишь в том я вижу смысл и суть,
Что все ушедшее вернется,
Что все пройдет когда-нибудь...
И вот снова она пишет:
Письмо На Фронт
Мon cher! Благодарю сердечно!
Письмо! Вот радость, Боже мой!
Вы вспоминали наши встречи,
И я все помню до одной.
Знакомясь, я нашла Вас дерзким:
Едва ль не в первый же момент
С апломбом чисто офицерским
Вы мне сказали комплимент.
Я вижу вновь как это было:
"Pardon, madame, vous etes tres bellе..."
"Pardon, monsieur, - я возразила, -
Je suis encore mademoiselle!"
Зачем в Москве была к вам строже,
Чем мне хотелось - не пойму,
Но - случай, промысел ли Божий -
Весной мы встретились в Крыму.
Под ветром с запахом полынным
Там, на понтийском берегу
Упрямо древние руины
Эллады память берегут.
Гекзаметр прибоя мерный
И парусов крылатый крен...
Сравнив с Прекрасною Еленой,
Вы стали звать меня Элен.
Лазури празднество и света,
Прогулки к морю допоздна
И звездопад на склоне лета -
Все вдруг оборвалось - Война!
Вдруг - как по злому мановенью -
Нет места счастью и стихам,
Вой бабий, да в солдатском пенье
Тоска и удаль - пополам.
Знать, наших дней беспечных стая
Снялась и взмыла в синеву -
На поиски такого края,
Где боль и горе не живут.
W...
Письмо Из Госпиталя
Приказ. Привычно, терпеливо -
В атаку, сбросив сон и негу.
Но что-то нынче мне тоскливо:
Я так соскучился по снегу...
Бежим по этому же лугу
Как час назад, как день, как век.
Мир будто движется по кругу.
Я так устал... Когда же снег?
И вдруг, как будто вниз с обрыва -
Удар и боль, оборван бег...
И дым шрапнельного разрыва
Как чистый снег, как первый снег.
Мне снег покоем обернулся
И долго плыл в бреду, увы.
Но вот случайно я очнулся
И показалось - рядом Вы!
Да, я, конечно, обознался,
В глазах плыло, как в том бою...
Я победить себя старался,
И вот теперь уже встаю...
PS. Смотрю в окно и вижу прелый,
Замерзший, позабытый стог
И первый снег. Такой же белый
Как госпитальный потолок.
Письмо В Госпиталь
Простите меня за молчанье, мой друг,
На ваш треугольник последний.
Я ездила к бабушке в Санкт-Петербург
И только вернулась намедни.
Прочла - обомлела. Какая беда!
Вы ранены, Боже всевышний!
В бреду и горячке метались, когда
Кружил меня вихорь столичный.
Смеялась, плясала, не зная того,
Что гибель Вам, друг, угрожала.
Каталась на тройках и под Рождество
Красавицу-ель наряжала.
Лишь в праздник - за воинов тост прозвучал -
Вдруг сердце предчувствие сжало,
Из рук моих выпал со звоном бокал,
И я вся дрожа убежала.
Потом в бывшей детской сидела тайком
В вольтеровском кресле большущем
И год уходящий листала, потом
Мечтала о годе грядущем.
День Нового года настанет. Пришлет
Нам солнышко зайчиков стаю.
Чертя в синеве прихотливый полет,
Снежинки как зайцы играют.
Рассыпал на пол, на узоры окна
Камин свои зайчики-блики...
Сквозь стекла озябшая смотрит Луна
На танец тепла многоликий.
Над каждою крышей (зима-то строга!)
Пусть теплятся дыма колечки,
И Огненный Заяц огонь очага
Хранит неустанно и вечно.
Пусть кончатся месяцы страшной войны, -
Ах, Заяц, ведь ты не задира! -
Верни же друзей из чужой стороны,
Верни же безоблачность мира,
А нам поскорей подари rendez-vous...
Лечитесь, себя берегите.
Надеюсь, в Крещенье вернетесь в Москву.
Иль я к вам приеду, - хотите?
На этом переписка обрывается, видимо, штабс-капитан был убит...
История знает романы в стихах и письмах. Революционный герой Шмидт, еще там кто-то. Один взор, пятиминутная встреча - и переписка на всю жизнь. В письмах любить легче. Мазохизм какой-то, самолюбование своей придуманной любовью к придуманному персонажу. Окучивание, старательное взращивание, лелеяние придуманной любви к придуманному человеку. Так легче, так чище, так идеальнее, так воздушнее, так печальнее и оттого острее. Так надрывнее, вразнос, остро до бритвы.
...Милый друг... Смею ли я... Как я взволнована Вашим прошлым письмом, я сама, как и Вы, много об этом думала...
А если б они вдруг встретились, то что ж, любовь скультивирована - надо автоматически под венец.
Только разлука оттачивает тонкую любовь. Разлука - это письма, чуткие переживания. Совместная жизнь - это быт, стирки, ругань. Опять спит в бигудях. Опять пепел на ковер стряхивает, идиот.. Опять она в драном халате, мымра.
А разлука... Дух взмывает ввысь, вдаль от пресыщения, к звездам, навстречу любимой. И тоскует, тоскует там, облекаясь в эпистолу, утончаясь до платонизма.
...Но у нас не было любви. У нас была красивая игра. Очень красивая, правда?
не было у меня лично никогда желания разродиться о своих воспоминаниях "долгой и трудной повестью", но с таким изобилием "уморительного гротеска" я бы и вовсе не догадался
да и Веллеры с Бокаччо отдыхают
признаюсь честно - за всё чтение ни разу не рассмеялся, не улыбнулся, не взволновался, и не понастольгировал
ностальгия вообще оказалась последним делом, хотя память постоянно приводила свои примеры на его эпизоды
сказать, что время потерял, не скажу, все же познал еще один подвид
но удовольствия точно не получил
PS. Все кликухи в банде давал я (а самого меня вся наша группа МО-81-3 называла Шеф). А если я кому-то давал кликуху, то она закреплялась за особью и все потом эту особь по кликухе так и звали. Даже родители иногда.
"Калиостро" - это наш бандитский термин. Как-то раз мы с Беном сидели в читальном зале МИСиС. В зале горел свет. За окном хмуро пропадал день. "Калиостро. Граф Калиостро", - вдруг отчего-то всплыло у меня в голове. Тогда еще не вышел этот фильм про Калиостро, и о графе мало кто знал.
А между прочим, на стрельбище я, в первый раз стреляя из ПМ в грудную мишень, выбил 24 очка, в то время как остальные настреляли 0. Вот уж не зря говорят: если талант, так уж во всем.
...вот уж: так уж...