Index · Правила · Поиск· Группы · Регистрация · Личные сообщения· Вход

Список разделов Социалистический опыт
 
 
 

Раздел: Социалистический опыт Дело Ленина 

Создана: 22 Января 2014 Срд 10:04:48.
Раздел: "Социалистический опыт"
Сообщений в теме: 62 (+13), просмотров: 107491

На страницу: Назад  1, 2, 3, 4, 5  Вперёд
  1. 22 Января 2014 Срд 10:04:48
    Когда умер Ленин, Есенин написал: «Того, кто спас нас, больше нет». Сегодня нам надо это понять — не для того, чтобы разобраться в наших чувствах «любим — не любим», а ради знания, уверен обществовед Сергей Кара-Мурза.

    Русская революция — главное событие ХХ века. Она — стартер мировой революции «крестьянских» стран, изменившей все мироустройство. Китай, Индия, Латинская Америка — ее дети. Она — конец модерна, за этим порогом все пошло не так, как предписано в проекте Просвещения. На мировую арену вышла доиндустриальная цивилизация, идущая в обход западного капитализма. Это — цивилизация крестьян и этносов, отвергнувшая господство гражданского общества и гражданских наций.

    Мы, Россия, и сейчас живем в этой революции. Крах советского строя в его первой версии — ее эпизод, сегодня — лишь начало этого эпизода. Если мы хотим выжить как народ и как страна, надо знать и понимать эту революцию. Ленин — ее продукт и ее творец, ее теоретик и конструктор. Он — ключ к знанию и пониманию.

    Наша беда, что Ленин и его соратники не имели времени, чтобы ясно описать свое дело и тем более понять его, они следовали неявному знанию. Эйнштейн в физике «сначала находил, потом искал». Они находили, а искать не было времени. Нам надо реконструировать ход их мысли и дела. Эту возможность мы получили только сейчас, когда сникла советская идеология, превратившая, «для пользы дела», Ленина в икону, и когда выдохся антисоветский черный миф Ленина. Молодым нужно холодное и достоверное знание, им разгребать руины и строить на пепелище — а главные удары еще впереди.

    Вот условия для разумных суждений тех, кто не боится знать:

    1. Отделять свои нравственные оценки от фактов. Допустим, вы считаете священной собственность помещиков на землю, но надо признать, что практически все крестьяне (85% населения) считали ее незаконной.

    2. Оценивать политика в реальных координатах, сравнивать его не со святыми, а с теми, кто в тот период воплощал альтернативные проекты. Для Ленина мы имеем такой ряд: Керенский (либералы-западники), Деникин («белые»), Савинков (эсеры), Махно (анархисты) и Троцкий (коммунисты-космополиты). Монархисты к концу 1917 года уже сошли с арены, даже Столыпин стал историей. Мечтать о «добром царе» — детская забава. Все актуальные фигуры «предъявили» свои проекты, люди попробовали их на зуб, а не изучали в кабинетах. Отрицаете Ленина? Скажите, с кем бы вы были и почему.

    3. Не копаться в мелочах. Надо сравнить два главных проекта, два вектора, задававших России разные (и расходящиеся!) цивилизационные пути. Один проект предполагал построение в России государства западного типа с рыночной экономикой. Его воплощали сначала Керенский, а потом Деникин и Колчак. Это — Февраль, «белые». Другой проект — советский, его воплощал Ленин. Это — Октябрь, «красные».

    Эти проекты Россия сравнила не в теории, не по книгам, а на опыте. С февраля по октябрь 1917-го — в мирных условиях сосуществования Временного правительства и Советов. Керенский проиграл вчистую. Под давлением и при участии Запада блок кадетов и эсеров попытался вернуть власть военным путем, сравнение проектов происходило в форме гражданской войны. За ней наблюдала вся Россия, и военное соревнование белые также проиграли вчистую.

    Надо прислушаться к мнению предков, для которых, как для народа, этот выбор был вопросом жизни и смерти.

    Совершенно неважно, какой из проектов нам сегодня нравится больше. Важно не сегодня, а тогда.

    О ценностях мы не договоримся, сытый голодного не разумеет. Даже если сейчас захотелось жить по-другому, по-рыночному, плевать в прошлое неразумно, если мы хотим ужиться на одной земле.

    — О личности Ленина говорить не стоит. За ним не замечено пороков, которые объясняли бы его мысли и дела. Он не был ни стяжателем, ни тираном. Это был умный и образованный человек, великий труженик, преданный своему делу, которое он считал справедливым. Многие сегодня считают его дело несправедливым. Пусть так. Но Ленин сделал свое дело мастерски, с большим успехом — так давайте брать у него пример именно в этом.

    Ленин входил в мировую элиту социал-демократов, в «политбюро» второй партии в двухпартийной системе будущего Мирового правительства. Он блестяще выполнил последний завет Маркса — интеллектуально разгромил народников с их доктриной революции «не по Марксу» и развития «по некапиталистическому пути». Но осознав смысл революции 1905 года, Ленин совершил радикальный сдвиг в обеих плоскостях раскола России — он встал в ряды простонародья против сословной элиты и в стан почвенников против западников. За это одни его возненавидели, а другие — полюбили.

    Что касается характера, то Сергей Есенин, поэт не купленный, о Ленине написал: «Слегка суров и нежно мил». А в другом месте: «Застенчивый, простой и милый, // Он вроде сфинкса предо мной».

    На какое-то время в России стали верить Волкогонову больше, чем Есенину, но это время проходит. Значит, будем говорить о делах.

    — Надо прислушаться к носителям художественного чувства. Были те, кто ненавидел Ленина, как Бунин. Были те, кто его принял, как избавление — Блок, Есенин, Шолохов. Надо вникнуть в мотивы и тех, и других.

    А кто считает себя западником, пусть почитает современников Ленина, которые наблюдали его проект лично — Бертрана Рассела и Ганди, Грамши и Кейнса. В 1920-е годы Кейнс работал в Москве и сказал, что Россия тогда была главной лабораторией жизни. Она, как никто, была близка и к земле, и к небу. А Ленин «соединил то, что в душе европейца давно помещено в разные уголки души — бизнес и религию». В том смысле, что соединил чисто земные задачи с высшими идеалами.

    Все это — урок истории, его надо освоить независимо от нынешней позиции каждого.

    Но это — первое приближение. Надо понять, что же такого ценного сделал Ленин, за что его уважали многие достойные и умные люди во всем мире и любила большая часть народа России. И что он сделал не так, из-за чего антисоветские силы через 70 лет одержали верх. Разговор трудный. Нынешняя антиленинская кампания недобросовестна и нанесла всем большой вред. В ней не было разумной критики, и все сложные проблемы так принижались, что мы отвыкли ставить вопросы даже самим себе.

    Вспомним ситуацию. С конца ХIХ века России приходилось одновременно догонять капитализм и убегать от него. Она слишком раскрылась Западу, а он не желал и уже не мог «принять» ее. В России складывался периферийный капитализм, и это было «исторической ловушкой» — истощением с утратой своей цивилизационной идентичности. Возникли порочные круги, которые не удавалось разорвать — даже разумные меры правительства ухудшали положение (это признак «ловушки» как особой системы обратных связей). Замаячила революция как выход через катастрофу.

    Было несколько проектов, все их перепробовала Россия: Столыпин, либералы, эсеры, социал-демократы и большевики. Каждый проект отражался в другом, каждая неудача обогащала знанием. Успешным был проект Ленина. Этот выбор вынашивал весь народ, все оппоненты и противники. В этом рывке было сделано много открытий всеобщего значения.

    Сегодня наше общество духовно больно — элита, вскормленная великими делами планетарного масштаба, эти дела своего народа старается принизить и оплевать.

    В основе советского проекта был крестьянский общинный коммунизм («Толстой — зеркало русской революции»). Маркс считал его реакционным, он исходил из того, что крестьянство должно исчезнуть, породив сельскую буржуазию и пролетариат. В это верили и Столыпин с кадетами, и поначалу Ленин. Его подвиг в том, что он преодолел давление марксизма, при этом нашел такие доводы, что стал не пророком-изгоем, каких немало, а вождем масс.

    Чаяниям русского крестьянства и рабочих Ленин дал язык, облек их в сильную теорию. Назад из кризиса не выходят, и ленинизм соединил общинный коммунизм с идеалами Просвещения, что позволило России не закрыться в общине, а создать промышленность и науку — минуя котел капитализма. Это был новаторский проект, и он сбылся — на целый исторический период. И Победа, и Космос, и тот запас культурной прочности, на котором мы переживаем нынешний кризис — результаты того проекта.

    Ленин — мыслитель, конструктор будущего и виртуозный политик. В каждом плане у него есть чему учиться, он был творец-технолог, мастер.

    Он создавал прочные мыслительные конструкции и потому был свободен от доктринерства. Он брал главные, массивные процессы и явления, взвешивал их верными гирями. Анализируя в уме свои модели, он так быстро «проигрывал» множество вероятных ситуаций, что мог точно нащупать грань возможного и допустимого. Он не влюблялся в свои идеи и доводил сканирование реальности до отыскания всех скрытых ресурсов. Поэтому главные решения Ленина были нетривиальными и поначалу вызывали сопротивление партийной верхушки, но находили поддержку снизу.

    Ленин умел работать с неопределенностью, препарировал ее, взвешивал риски. В методологии науки труды Ленина приводятся как канон научного текста, из которого изгнаны все «идолы». А посмотрите на тексты современных политиков, начиная с Горбачева, в них кишат все «идолы» — рынка, площади и театра.

    Наше национальное несчастье в том, что ненавидеть стали даже не столько Ленина-политика, сколько ленинский тип мышления и мировоззрения. Этот тип мышления нам нужен позарез, но если вокруг разлита ненависть, он не появится.

    Предвидения Ленина сбылись с высокой точностью (в отличие от Маркса). Читая его рабочие материалы, приходишь к выводу, что дело тут не в особо мощной интуиции, а в методе работы и в типе мыслительных моделей. Он мыслил уже в категориях постклассической науки становления, видел общество как неравновесную систему, как переходы «порядок — хаос», остро чувствовал пороговые явления и кооперативные эффекты. Исходя из трезвой оценки динамики настоящего, он «проектировал» будущее и в моменты острой нестабильности подталкивал события в нужный коридор. В овладении этим интеллектуальным арсеналом он обогнал время почти на целый век. В этом плане Сталин был его учеником.

    Ленин выдвинул и частью разработал с десяток фундаментальных концепций, которые и задали стратегию советской революции и первого этапа строительства, а также мирового национально-освободительного и левого движения.

    Здесь отметим лишь те, которые советская история оставила в тени.

    1. Ленин добился «права русских на самоопределение» в революции, то есть на автономию от главных догм марксизма. Это обеспечило поддержку или нейтралитет мировой социал-демократии. Он преодолел цивилизационную раздвоенность России, соединив «западников и славянофилов» в советском проекте. На полвека была нейтрализована русофобия Запада.

    2. Создавая Коминтерн, Ленин поднял проблему «несоизмеримости России и Запада», проблему взаимного «перевода» понятий обществоведения этих двух цивилизаций. Она осталась неразработанной, но как нам не хватало в 1980 — 1990-е годы хотя бы основных ее положений! Да и сейчас не хватает.

    3. Ленин поднял и, в общем, успешно решил проблему выхода из революции (ее обуздания). Это гораздо сложнее, чем начать революцию. Гражданская война была остановлена резко, ее переход в «молекулярную» форму погубил бы Россию. Именно поэтому Есенин сказал, что Ленин «спас нас». Системность мышления и чувство динамики нелинейных процессов придали силу политическим технологиям Ленина.

    4. Ленин предложил способ «пересобрать» русский народ после катастрофы, а затем и вновь собрать земли «Империи» на новой основе — как СССР. Способ этот был настолько фундаментальным и новаторским, что приводит современных специалистов по этнологии в восхищение — опыт ХХ века показал, какой мощью обладает взбунтовавшийся этнический национализм.

    О том, чего не удалось сделать Ленину, надо сказать не для баланса: это уже задачи для нас.

    1. Ленин предвидел (как позже и Сталин), что по мере развития советского общества в нем будет возрождаться сословность («бюрократия»), и сословные притязания элиты создадут опасность для строя. Так и произошло. Никаких идей о том, как этому можно противодействовать, Ленин не выдвинул (как и Сталин). Не выдвинуты они и до сих пор, и угроза России со стороны «элиты» растет.

    2. Ленин преувеличивал устойчивость мировоззрения трудящихся и рациональность общественного сознания, его детерминированность социальными отношениями. Он не придал адекватного значения тому культурному кризису, который должен был сопровождать индустриализацию и быструю смену образа жизни большинства населения. Этот кризис свел на нет тот общинный крестьянский коммунизм, который скреплял мировоззренческую матрицу советского строя. Требовалась смена языка и логики легитимации социального порядка СССР, но эта задача даже не была поставлена в проекте Ленина, к ней не готовилось ни государство, ни общество. Поэтому кризиса 1970 — 1980-х годов СССР не пережил.

    3. Наконец, Ленин, разрешив срочную задачу сборки СССР, не учел тех процессов в национальном самосознании народов СССР, которым способствовало огосударствление этносов. В период сталинизма возникавшие при этом проблемы разрешались чрезвычайными способами, а с конца 1950-х годов контроль за их развитием был утрачен. Эта важная для многонациональной страны проблема в проекте Ленина не была даже названа, надежды возлагались на консолидирующую силу социальных отношений.

    Эти задачи легли на плечи нынешних поколений.

    Сергей Кара-Мурза, генеральный директор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
  2. 22 Января 2014 Срд 13:47:22
    Урим Тумим писал :
    gerbert2 писал ... :
    Урим Тумим писал ... :
    ...Эту мразь до сих пор земля не принимает.


    многочисленные святые мощи уже много веков гастролируют, что с ними не так?


    С ними то как раз все в порядке

    просто в мире много мавзолеев и отнюдь не партийным деятелям, но шум про "земля не принимает" только и исключительно про Ильича.
  3. 22 Января 2014 Срд 21:56:36
    Хаз-Булат писал : ...и для смеха почитайте Ленина в подлиннике.
    Ленин величайший мыслитель.
    А человек, читающий Ленина для смеха, являет собой шикарнейший экземпляр недоумка. Да и вряд ли ты читал Ленина, твой мозг бы взорвался нах при попытке осмыслить первый абзац.
  4. 22 Января 2014 Срд 22:04:42
    gerbert2 писал : просто в мире много мавзолеев и отнюдь не партийным деятелям, но шум про "земля не принимает" только и исключительно про Ильича.
    Просто "ворьё всех времен и народов" старается изо всех сил стереть из памяти людей образ человека, сумевшего построить наиболее справедливое общество.
    Они со страшной силой боятся появления последователей учения великого Ленина, ведь тогда они лишатся всего, наворованного непосильным трудом.
  5. dlllb


    Хранитель


    Более 10 лет на форумеБлокирующее предупреждение от модератораМуж.
    22 Января 2014 Срд 22:30:21
    gerbert2 вы правы. мавзолеев по миру много. самые большие это пирамиды и курганы которых на терр. евразии много.
    да в китае например, вождь тоже находится в мавзолее.
    просто у нас шумиху поднимают и делают из всего проблему, или это новая религиозная структура хочет чего то доказать.
    ну да тратят средства на содержание, но оно мизерно по сравнению с содержанием живых которые находятся на терр. кремля Смайлик :-)
  6. Snipe


    Завсегдатай


    Более 10 лет на форумеМуж.
    22 Января 2014 Срд 22:39:57
    Lоrdmаn писал : Мало кто знает, что он выжил из ума и перестал быть дееспособным.
    Вождь революции утопивший страну в крови гражданской войны и красного террора стал безумным.
    фото


    Перевираете однако батенька, Ленин не выживал из ума, а страдал и умер от тяжёлой болезни-нарушения мозгового кровообращения, перенеся 3 инсульта
  7. 22 Января 2014 Срд 22:41:08
    Тов.Сухов писал : Да и вряд ли ты читал Ленина, твой мозг бы взорвался нах при попытке осмыслить первый абзац.


    то-то и горе, что читал Грустно :-( Ещё и конспектировал. А как же! Я же в серьёзной стране жил и учился. Кроме запредельной злобы и ругани ничего примечательного нет. Как мозг не взорвался, сам в изумлении...может чё-то с мозгом не так?
    Был такой лозунг, идеи Ленина живут и побеждают. Ну и где, спрашивается? Где только не пробовали, везде только убивали щедро и нигде не получилось. Неправильно, говорят, пытались. Дайте ещё попробовать, где не жалко...ну-ну...

    Ну и вот, стало быть
  8. 24 Января 2014 Птн 14:51:29
    Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам. Вот вы именно такие хамы, господа... Вы не понимаете того, что вместо того чтобы превращать раба в революционера, вы превращаете рабов в холопов. Ваши слова о свободе и демократии — напускной лоск, заученные фразы, модная болтовня или лицемерие. Это размалеванная вывеска. А сами вы по себе — гробы повапленные. Душонка у вас насквозь хамская, а ваша образованность, культурность и просвещенность есть только разновидность квалифицированной проституции. Ибо вы продаете свои души и продаете не только из нужды, но и из "любви к искусству.

    В.И. Ленин, ПСС, т. 16, с. 39-40
  9. 24 Января 2014 Птн 15:47:17
    Хаз-Булат писал: то-то и горе, что читал Грустно :-( Ещё и конспектировал. А как же! Я же в серьёзной стране жил и учился. Кроме запредельной злобы и ругани ничего примечательного нет. Как мозг не взорвался, сам в изумлении...может чё-то с мозгом не так?
    Ну и вот, стало быть


    Знакомая ситуация...учился...читал...конспектировал....экзамены сдавал.....Мозг реально взрывался...... А вот недавно взял и прочитал "Империализм, как высшая стадия капитализма", и мозг не взорвался. Вещь покруче предсказаний Настрадамуса будет. Тоже самое с "Капиталом" К. Маркса. Для себя я понял, что книги Ленина бесполезно читать из под палки,..... к этому надо прийти и желательно не в 16-18 лет, а лет в 40, а кому-то и старше, собственно, когда реально начнёшь разбираться в жизни.
  10. 24 Января 2014 Птн 16:25:52
    Майор Чингачгук писал :учился...читал...конспектировал....экзамены сдавал.....Мозг реально взрывался......
    Это от обшей неподготовленности бе-бе-бе Мне как бы повезло - я два раза Ленина изучал, причём первый раз действительно ничего не понимая (школа, армия). Зато во второй раз стало реально интересно.
    Кстати по остальным предметам ситуация была такой же - балбесы учились из под палки и на тройки, а кому было интересно, учились на пятёрки и всё всегда успевали к лютой зависти остальных.
    Не раз, впоследствии, слышал от остальных гордую фразу "я так и не понял, зачем я учился в институте". Эх хе хе - дурак это навсегда.
  11. 24 Января 2014 Птн 21:23:02
    идеи Ленина извратили именно с момента, когда несогласным с режимом дали коридор в 72 часа, чтоб свалить...
  12. 11 Февраля 2014 Втр 10:48:36
    mr. Doberman писал :
    Хаз-Булат писал ... : Как адвокат, единственное дело с блеском проиграл...


    Я читал обратное, о нескольких блестяще выйграных Ульяновым делах.

    Про проигранное "единственное дело" это отцыха русской демократии придумала. На самом деле любой интеллигентный человек
    знал.
  13. Cosinus


    Завсегдатай


    Более 10 лет на форумеБлокирующее предупреждение от модератораМуж.
    11 Февраля 2014 Втр 10:59:35
    Roman! писал : .... Мне как бы повезло - я два раза Ленина изучал, причём первый раз действительно ничего не понимая (школа, армия). Зато во второй раз стало реально интересно......
    Помогло в жизни?
  14. 11 Февраля 2014 Втр 11:01:09
    Roman! писал :На самом деле любой интеллигентный человек
    знал.


    не любой. Я не знал. Теперь знаю. Ульянов был - хороший адвокат. Лучше бы этим и занимался, раз получалось.
  15. 11 Февраля 2014 Втр 11:19:22
    Cosinus писал :Помогло в жизни?
    Да.
  16. 22 Апреля 2016 Птн 7:57:30
    Ленин такой молодой

    Ко дню рождения вождя мирового пролетариата социологи традиционно опрашивают россиян об отношении к Ильичу и о том, не пора ли его наконец похоронить. Показательно уже то, что это происходит спустя 90 с лишним лет после его смерти и спустя 25 лет после распада основанной им страны.

    Ответы меняются мало. В этом году за захоронение Ленина высказались 60% опрошенных ВЦИОМом, в 2005 г. было 62%, в 2008 г. - 63%, в 2011 г. - 61%. Это, впрочем, совсем не означает негативного отношения к вождю или связываемой с ним идеологии: по опросам <Левада-центра>, число считающих, что Ленин сыграл положительную роль в истории страны, медленно растет (53% в этом году в сравнении с 40% в 2006 г.).

    Сохранение старого образа прошлого, чтобы случайно не вышло раскола страны, - примерно так выглядит основа современной российской идеологии. Действительно, ни к чему смущать ядерный электорат коммунистической партии как одной из основ режима.


    Такое отношение к прошлому - символический аналог перехода от стратегии развития к стратегии выживания. Социологи говорят о том, что <компенсаторная гордость> за страну в условиях кризиса сопровождает потерю внятного образа будущего. Когда можно делать ставку на будущее, расставание с прошлым облегчается, когда будущего нет, остается сакрализация атрибутов великого прошлого.

    Но чтобы удерживать такого рода сложное единство, надо бережно сохранять целый набор внутренне противоречащих друг другу элементов, складывающихся в шизофреническое лоскутное одеяло. В итоге в рамках празднования Дня Победы (которое само по себе стало современным культом в России) языческий по природе культ вечного огня соединяется с христианскими молебнами, а установка памятников Сталину - с проектированием мемориала жертвам сталинских репрессий. Порфировый зиккурат на Красной площади - тоже часть этого многообразия культов.


    Заявление пресс-службы патриарха Московского и всея Руси о том, что отмена первомайских демонстраций на Пасху (в этом году они совпадают) может разделить общество, - лучшая из возможных иллюстраций. Ильич бы порадовался.

    [внешняя ссылка]
На страницу: Назад  1, 2, 3, 4, 5  Вперёд