Дело Ленина
Создана: 22 Января 2014 Срд 10:04:48.
Раздел: "Социалистический опыт"
Сообщений в теме: 62 (+13), просмотров: 107471
-
Когда умер Ленин, Есенин написал: «Того, кто спас нас, больше нет». Сегодня нам надо это понять — не для того, чтобы разобраться в наших чувствах «любим — не любим», а ради знания, уверен обществовед Сергей Кара-Мурза.
Русская революция — главное событие ХХ века. Она — стартер мировой революции «крестьянских» стран, изменившей все мироустройство. Китай, Индия, Латинская Америка — ее дети. Она — конец модерна, за этим порогом все пошло не так, как предписано в проекте Просвещения. На мировую арену вышла доиндустриальная цивилизация, идущая в обход западного капитализма. Это — цивилизация крестьян и этносов, отвергнувшая господство гражданского общества и гражданских наций.
Мы, Россия, и сейчас живем в этой революции. Крах советского строя в его первой версии — ее эпизод, сегодня — лишь начало этого эпизода. Если мы хотим выжить как народ и как страна, надо знать и понимать эту революцию. Ленин — ее продукт и ее творец, ее теоретик и конструктор. Он — ключ к знанию и пониманию.
Наша беда, что Ленин и его соратники не имели времени, чтобы ясно описать свое дело и тем более понять его, они следовали неявному знанию. Эйнштейн в физике «сначала находил, потом искал». Они находили, а искать не было времени. Нам надо реконструировать ход их мысли и дела. Эту возможность мы получили только сейчас, когда сникла советская идеология, превратившая, «для пользы дела», Ленина в икону, и когда выдохся антисоветский черный миф Ленина. Молодым нужно холодное и достоверное знание, им разгребать руины и строить на пепелище — а главные удары еще впереди.
Вот условия для разумных суждений тех, кто не боится знать:
1. Отделять свои нравственные оценки от фактов. Допустим, вы считаете священной собственность помещиков на землю, но надо признать, что практически все крестьяне (85% населения) считали ее незаконной.
2. Оценивать политика в реальных координатах, сравнивать его не со святыми, а с теми, кто в тот период воплощал альтернативные проекты. Для Ленина мы имеем такой ряд: Керенский (либералы-западники), Деникин («белые»), Савинков (эсеры), Махно (анархисты) и Троцкий (коммунисты-космополиты). Монархисты к концу 1917 года уже сошли с арены, даже Столыпин стал историей. Мечтать о «добром царе» — детская забава. Все актуальные фигуры «предъявили» свои проекты, люди попробовали их на зуб, а не изучали в кабинетах. Отрицаете Ленина? Скажите, с кем бы вы были и почему.
3. Не копаться в мелочах. Надо сравнить два главных проекта, два вектора, задававших России разные (и расходящиеся!) цивилизационные пути. Один проект предполагал построение в России государства западного типа с рыночной экономикой. Его воплощали сначала Керенский, а потом Деникин и Колчак. Это — Февраль, «белые». Другой проект — советский, его воплощал Ленин. Это — Октябрь, «красные».
Эти проекты Россия сравнила не в теории, не по книгам, а на опыте. С февраля по октябрь 1917-го — в мирных условиях сосуществования Временного правительства и Советов. Керенский проиграл вчистую. Под давлением и при участии Запада блок кадетов и эсеров попытался вернуть власть военным путем, сравнение проектов происходило в форме гражданской войны. За ней наблюдала вся Россия, и военное соревнование белые также проиграли вчистую.
Надо прислушаться к мнению предков, для которых, как для народа, этот выбор был вопросом жизни и смерти.
Совершенно неважно, какой из проектов нам сегодня нравится больше. Важно не сегодня, а тогда.
О ценностях мы не договоримся, сытый голодного не разумеет. Даже если сейчас захотелось жить по-другому, по-рыночному, плевать в прошлое неразумно, если мы хотим ужиться на одной земле.
— О личности Ленина говорить не стоит. За ним не замечено пороков, которые объясняли бы его мысли и дела. Он не был ни стяжателем, ни тираном. Это был умный и образованный человек, великий труженик, преданный своему делу, которое он считал справедливым. Многие сегодня считают его дело несправедливым. Пусть так. Но Ленин сделал свое дело мастерски, с большим успехом — так давайте брать у него пример именно в этом.
Ленин входил в мировую элиту социал-демократов, в «политбюро» второй партии в двухпартийной системе будущего Мирового правительства. Он блестяще выполнил последний завет Маркса — интеллектуально разгромил народников с их доктриной революции «не по Марксу» и развития «по некапиталистическому пути». Но осознав смысл революции 1905 года, Ленин совершил радикальный сдвиг в обеих плоскостях раскола России — он встал в ряды простонародья против сословной элиты и в стан почвенников против западников. За это одни его возненавидели, а другие — полюбили.
Что касается характера, то Сергей Есенин, поэт не купленный, о Ленине написал: «Слегка суров и нежно мил». А в другом месте: «Застенчивый, простой и милый, // Он вроде сфинкса предо мной».
На какое-то время в России стали верить Волкогонову больше, чем Есенину, но это время проходит. Значит, будем говорить о делах.
— Надо прислушаться к носителям художественного чувства. Были те, кто ненавидел Ленина, как Бунин. Были те, кто его принял, как избавление — Блок, Есенин, Шолохов. Надо вникнуть в мотивы и тех, и других.
А кто считает себя западником, пусть почитает современников Ленина, которые наблюдали его проект лично — Бертрана Рассела и Ганди, Грамши и Кейнса. В 1920-е годы Кейнс работал в Москве и сказал, что Россия тогда была главной лабораторией жизни. Она, как никто, была близка и к земле, и к небу. А Ленин «соединил то, что в душе европейца давно помещено в разные уголки души — бизнес и религию». В том смысле, что соединил чисто земные задачи с высшими идеалами.
Все это — урок истории, его надо освоить независимо от нынешней позиции каждого.
Но это — первое приближение. Надо понять, что же такого ценного сделал Ленин, за что его уважали многие достойные и умные люди во всем мире и любила большая часть народа России. И что он сделал не так, из-за чего антисоветские силы через 70 лет одержали верх. Разговор трудный. Нынешняя антиленинская кампания недобросовестна и нанесла всем большой вред. В ней не было разумной критики, и все сложные проблемы так принижались, что мы отвыкли ставить вопросы даже самим себе.
Вспомним ситуацию. С конца ХIХ века России приходилось одновременно догонять капитализм и убегать от него. Она слишком раскрылась Западу, а он не желал и уже не мог «принять» ее. В России складывался периферийный капитализм, и это было «исторической ловушкой» — истощением с утратой своей цивилизационной идентичности. Возникли порочные круги, которые не удавалось разорвать — даже разумные меры правительства ухудшали положение (это признак «ловушки» как особой системы обратных связей). Замаячила революция как выход через катастрофу.
Было несколько проектов, все их перепробовала Россия: Столыпин, либералы, эсеры, социал-демократы и большевики. Каждый проект отражался в другом, каждая неудача обогащала знанием. Успешным был проект Ленина. Этот выбор вынашивал весь народ, все оппоненты и противники. В этом рывке было сделано много открытий всеобщего значения.
Сегодня наше общество духовно больно — элита, вскормленная великими делами планетарного масштаба, эти дела своего народа старается принизить и оплевать.
В основе советского проекта был крестьянский общинный коммунизм («Толстой — зеркало русской революции»). Маркс считал его реакционным, он исходил из того, что крестьянство должно исчезнуть, породив сельскую буржуазию и пролетариат. В это верили и Столыпин с кадетами, и поначалу Ленин. Его подвиг в том, что он преодолел давление марксизма, при этом нашел такие доводы, что стал не пророком-изгоем, каких немало, а вождем масс.
Чаяниям русского крестьянства и рабочих Ленин дал язык, облек их в сильную теорию. Назад из кризиса не выходят, и ленинизм соединил общинный коммунизм с идеалами Просвещения, что позволило России не закрыться в общине, а создать промышленность и науку — минуя котел капитализма. Это был новаторский проект, и он сбылся — на целый исторический период. И Победа, и Космос, и тот запас культурной прочности, на котором мы переживаем нынешний кризис — результаты того проекта.
Ленин — мыслитель, конструктор будущего и виртуозный политик. В каждом плане у него есть чему учиться, он был творец-технолог, мастер.
Он создавал прочные мыслительные конструкции и потому был свободен от доктринерства. Он брал главные, массивные процессы и явления, взвешивал их верными гирями. Анализируя в уме свои модели, он так быстро «проигрывал» множество вероятных ситуаций, что мог точно нащупать грань возможного и допустимого. Он не влюблялся в свои идеи и доводил сканирование реальности до отыскания всех скрытых ресурсов. Поэтому главные решения Ленина были нетривиальными и поначалу вызывали сопротивление партийной верхушки, но находили поддержку снизу.
Ленин умел работать с неопределенностью, препарировал ее, взвешивал риски. В методологии науки труды Ленина приводятся как канон научного текста, из которого изгнаны все «идолы». А посмотрите на тексты современных политиков, начиная с Горбачева, в них кишат все «идолы» — рынка, площади и театра.
Наше национальное несчастье в том, что ненавидеть стали даже не столько Ленина-политика, сколько ленинский тип мышления и мировоззрения. Этот тип мышления нам нужен позарез, но если вокруг разлита ненависть, он не появится.
Предвидения Ленина сбылись с высокой точностью (в отличие от Маркса). Читая его рабочие материалы, приходишь к выводу, что дело тут не в особо мощной интуиции, а в методе работы и в типе мыслительных моделей. Он мыслил уже в категориях постклассической науки становления, видел общество как неравновесную систему, как переходы «порядок — хаос», остро чувствовал пороговые явления и кооперативные эффекты. Исходя из трезвой оценки динамики настоящего, он «проектировал» будущее и в моменты острой нестабильности подталкивал события в нужный коридор. В овладении этим интеллектуальным арсеналом он обогнал время почти на целый век. В этом плане Сталин был его учеником.
Ленин выдвинул и частью разработал с десяток фундаментальных концепций, которые и задали стратегию советской революции и первого этапа строительства, а также мирового национально-освободительного и левого движения.
Здесь отметим лишь те, которые советская история оставила в тени.
1. Ленин добился «права русских на самоопределение» в революции, то есть на автономию от главных догм марксизма. Это обеспечило поддержку или нейтралитет мировой социал-демократии. Он преодолел цивилизационную раздвоенность России, соединив «западников и славянофилов» в советском проекте. На полвека была нейтрализована русофобия Запада.
2. Создавая Коминтерн, Ленин поднял проблему «несоизмеримости России и Запада», проблему взаимного «перевода» понятий обществоведения этих двух цивилизаций. Она осталась неразработанной, но как нам не хватало в 1980 — 1990-е годы хотя бы основных ее положений! Да и сейчас не хватает.
3. Ленин поднял и, в общем, успешно решил проблему выхода из революции (ее обуздания). Это гораздо сложнее, чем начать революцию. Гражданская война была остановлена резко, ее переход в «молекулярную» форму погубил бы Россию. Именно поэтому Есенин сказал, что Ленин «спас нас». Системность мышления и чувство динамики нелинейных процессов придали силу политическим технологиям Ленина.
4. Ленин предложил способ «пересобрать» русский народ после катастрофы, а затем и вновь собрать земли «Империи» на новой основе — как СССР. Способ этот был настолько фундаментальным и новаторским, что приводит современных специалистов по этнологии в восхищение — опыт ХХ века показал, какой мощью обладает взбунтовавшийся этнический национализм.
О том, чего не удалось сделать Ленину, надо сказать не для баланса: это уже задачи для нас.
1. Ленин предвидел (как позже и Сталин), что по мере развития советского общества в нем будет возрождаться сословность («бюрократия»), и сословные притязания элиты создадут опасность для строя. Так и произошло. Никаких идей о том, как этому можно противодействовать, Ленин не выдвинул (как и Сталин). Не выдвинуты они и до сих пор, и угроза России со стороны «элиты» растет.
2. Ленин преувеличивал устойчивость мировоззрения трудящихся и рациональность общественного сознания, его детерминированность социальными отношениями. Он не придал адекватного значения тому культурному кризису, который должен был сопровождать индустриализацию и быструю смену образа жизни большинства населения. Этот кризис свел на нет тот общинный крестьянский коммунизм, который скреплял мировоззренческую матрицу советского строя. Требовалась смена языка и логики легитимации социального порядка СССР, но эта задача даже не была поставлена в проекте Ленина, к ней не готовилось ни государство, ни общество. Поэтому кризиса 1970 — 1980-х годов СССР не пережил.
3. Наконец, Ленин, разрешив срочную задачу сборки СССР, не учел тех процессов в национальном самосознании народов СССР, которым способствовало огосударствление этносов. В период сталинизма возникавшие при этом проблемы разрешались чрезвычайными способами, а с конца 1950-х годов контроль за их развитием был утрачен. Эта важная для многонациональной страны проблема в проекте Ленина не была даже названа, надежды возлагались на консолидирующую силу социальных отношений.
Эти задачи легли на плечи нынешних поколений.
Сергей Кара-Мурза, генеральный директор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования -
Урим Тумим писал :
С ними то как раз все в порядке
просто в мире много мавзолеев и отнюдь не партийным деятелям, но шум про "земля не принимает" только и исключительно про Ильича. -
Ленин величайший мыслитель.Хаз-Булат писал : ...и для смеха почитайте Ленина в подлиннике.
А человек, читающий Ленина для смеха, являет собой шикарнейший экземпляр недоумка. Да и вряд ли ты читал Ленина, твой мозг бы взорвался нах при попытке осмыслить первый абзац. -
Просто "ворьё всех времен и народов" старается изо всех сил стереть из памяти людей образ человека, сумевшего построить наиболее справедливое общество.gerbert2 писал : просто в мире много мавзолеев и отнюдь не партийным деятелям, но шум про "земля не принимает" только и исключительно про Ильича.
Они со страшной силой боятся появления последователей учения великого Ленина, ведь тогда они лишатся всего, наворованного непосильным трудом. -
gerbert2 вы правы. мавзолеев по миру много. самые большие это пирамиды и курганы которых на терр. евразии много.
да в китае например, вождь тоже находится в мавзолее.
просто у нас шумиху поднимают и делают из всего проблему, или это новая религиозная структура хочет чего то доказать.
ну да тратят средства на содержание, но оно мизерно по сравнению с содержанием живых которые находятся на терр. кремля -
Lоrdmаn писал : Мало кто знает, что он выжил из ума и перестал быть дееспособным.
Вождь революции утопивший страну в крови гражданской войны и красного террора стал безумным.
фото
Перевираете однако батенька, Ленин не выживал из ума, а страдал и умер от тяжёлой болезни-нарушения мозгового кровообращения, перенеся 3 инсульта -
Тов.Сухов писал : Да и вряд ли ты читал Ленина, твой мозг бы взорвался нах при попытке осмыслить первый абзац.
то-то и горе, что читал Ещё и конспектировал. А как же! Я же в серьёзной стране жил и учился. Кроме запредельной злобы и ругани ничего примечательного нет. Как мозг не взорвался, сам в изумлении...может чё-то с мозгом не так?
Был такой лозунг, идеи Ленина живут и побеждают. Ну и где, спрашивается? Где только не пробовали, везде только убивали щедро и нигде не получилось. Неправильно, говорят, пытались. Дайте ещё попробовать, где не жалко...ну-ну...
-
Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам. Вот вы именно такие хамы, господа... Вы не понимаете того, что вместо того чтобы превращать раба в революционера, вы превращаете рабов в холопов. Ваши слова о свободе и демократии — напускной лоск, заученные фразы, модная болтовня или лицемерие. Это размалеванная вывеска. А сами вы по себе — гробы повапленные. Душонка у вас насквозь хамская, а ваша образованность, культурность и просвещенность есть только разновидность квалифицированной проституции. Ибо вы продаете свои души и продаете не только из нужды, но и из "любви к искусству.
В.И. Ленин, ПСС, т. 16, с. 39-40 -
Хаз-Булат писал: то-то и горе, что читал Ещё и конспектировал. А как же! Я же в серьёзной стране жил и учился. Кроме запредельной злобы и ругани ничего примечательного нет. Как мозг не взорвался, сам в изумлении...может чё-то с мозгом не так?
Знакомая ситуация...учился...читал...конспектировал....экзамены сдавал.....Мозг реально взрывался...... А вот недавно взял и прочитал "Империализм, как высшая стадия капитализма", и мозг не взорвался. Вещь покруче предсказаний Настрадамуса будет. Тоже самое с "Капиталом" К. Маркса. Для себя я понял, что книги Ленина бесполезно читать из под палки,..... к этому надо прийти и желательно не в 16-18 лет, а лет в 40, а кому-то и старше, собственно, когда реально начнёшь разбираться в жизни. -
Это от обшей неподготовленности Мне как бы повезло - я два раза Ленина изучал, причём первый раз действительно ничего не понимая (школа, армия). Зато во второй раз стало реально интересно.Майор Чингачгук писал :учился...читал...конспектировал....экзамены сдавал.....Мозг реально взрывался......
Кстати по остальным предметам ситуация была такой же - балбесы учились из под палки и на тройки, а кому было интересно, учились на пятёрки и всё всегда успевали к лютой зависти остальных.
Не раз, впоследствии, слышал от остальных гордую фразу "я так и не понял, зачем я учился в институте". Эх хе хе - дурак это навсегда. -
Про проигранное "единственное дело" это отцыха русской демократии придумала. На самом деле любой интеллигентный человек
знал. -
-
Ленин такой молодой
Ко дню рождения вождя мирового пролетариата социологи традиционно опрашивают россиян об отношении к Ильичу и о том, не пора ли его наконец похоронить. Показательно уже то, что это происходит спустя 90 с лишним лет после его смерти и спустя 25 лет после распада основанной им страны.
Ответы меняются мало. В этом году за захоронение Ленина высказались 60% опрошенных ВЦИОМом, в 2005 г. было 62%, в 2008 г. - 63%, в 2011 г. - 61%. Это, впрочем, совсем не означает негативного отношения к вождю или связываемой с ним идеологии: по опросам <Левада-центра>, число считающих, что Ленин сыграл положительную роль в истории страны, медленно растет (53% в этом году в сравнении с 40% в 2006 г.).
Сохранение старого образа прошлого, чтобы случайно не вышло раскола страны, - примерно так выглядит основа современной российской идеологии. Действительно, ни к чему смущать ядерный электорат коммунистической партии как одной из основ режима.
Такое отношение к прошлому - символический аналог перехода от стратегии развития к стратегии выживания. Социологи говорят о том, что <компенсаторная гордость> за страну в условиях кризиса сопровождает потерю внятного образа будущего. Когда можно делать ставку на будущее, расставание с прошлым облегчается, когда будущего нет, остается сакрализация атрибутов великого прошлого.
Но чтобы удерживать такого рода сложное единство, надо бережно сохранять целый набор внутренне противоречащих друг другу элементов, складывающихся в шизофреническое лоскутное одеяло. В итоге в рамках празднования Дня Победы (которое само по себе стало современным культом в России) языческий по природе культ вечного огня соединяется с христианскими молебнами, а установка памятников Сталину - с проектированием мемориала жертвам сталинских репрессий. Порфировый зиккурат на Красной площади - тоже часть этого многообразия культов.
Заявление пресс-службы патриарха Московского и всея Руси о том, что отмена первомайских демонстраций на Пасху (в этом году они совпадают) может разделить общество, - лучшая из возможных иллюстраций. Ильич бы порадовался.
[внешняя ссылка]